"Качество и жизнь" № 2(18) 2018



Тема номера: 
Управление качеством жизни


Дата выхода номера: 
26.06.2018

Только зарегистрированный пользователь может получить доспуп к электронной версии журнала

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

с. 3-9

Применение стандартов в области менеджмента в целях управления качеством жизни

Н.В. Адросенко, к.э.н., заместитель генерального директора ФБУ «Тест – С.-Петербург», Председатель подкомитета 1 ТК 115 «Устойчивое развитие административно-территориальных образований; Санкт-Петербург
Г.Н. Иванова, к.э.н., заместитель генерального директора ФБУ «Тест – С.-Петербург», Ответственный секретарь ТК 115 «Устойчивое развитие административно-территориальных образований»; Санкт-Петербург
e-mail: ivanovarustest@gmail.com
 
В статье рассматриваются вопросы управления качеством жизни при помощи одного из элементов экономики качества – стандартизации. Особое внимание уделено роли стандартизации в развитии экологической составляющей концепции устойчивого развития, а также описана ее эволюция. Показана связь стандартизации и общества, а также влияние стандартов в области менеджмента на его устойчивое развитие.
 


 
с. 10-12

Стандартизации в РФ нужна актуализация управления системой и компетентные кадры

М.Л. Рахманов, д.т.н., профессор кафедры 104 «Технологическое проектирование и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ), дейст. член Академии проблем качества; Москва
e-mail: domrml@yandex.ru
 
В статье обозначены некоторые проблемы функционирования и совершенствования Национальной системы стандартизации РФ. Автор призывает всех заинтересованных лиц к их обсуждению.
Ключевые слова: стандартизация, специалист, кадры, национальная система стандартизации, дискуссия.
 


 
с. 12-18

Структурирование компетентностно-ориентированной образовательной программы

Б.В. Бойцов, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой 104 «Технологическое проектирование и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ); Москва
Г.С. Жетесова, д.т.н., профессор, проректор по стратегическому развитию Карагандинского государственного технического университета; Республика Казахстан, г. Караганда
e-mail: zhetesova@mail.ru
Смирнова Г.М., к.пед.н., доцент, директор Центра инженерной педагогики Карагандинского государственного технического университета; Республика Казахстан, г. Караганда
Готтинг В.В., к.пед.н., доцент, заведующий кафедрой «Профессиональное образование
и педагогика» Карагандинского государственного технического университета; Республика Казахстан, г. Караганда
 
В статье представлен алгоритм проектирования компетентностно-ориентированной образовательной программы на основе требований работодателей.
Ключевые слова: компетенции, модуль, компетентностно-ориентированная образовательная программа, матрица компетенций, карта компетенций.
 


 
с. 18-23

Концептуальная модель системы проектирования компетентностно-ориентированных образовательных программ

Б.В. Бойцов, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой 104 «Технологическое проектирование и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ); Москва
Г.С. Жетесова, д.т.н., профессор, проректор по стратегическому развитию Карагандинского государственного технического университета; Республика Казахстан, г. Караганда
e-mail: zhetesova@mail.ru
М.К. Ибатов, д.т.н., профессор, ректор Карагандинского государственного технического университета; Республика Казахстан, г. Караганда
 
В статье представлено описание концептуальной модели системы проектирования компетентностно-ориентированных образовательных программ и ее составляющих, рассмотрены основные процессы и процедуры.
Ключевые слова: система, проектирование, концептуальная модель, прецедент, работодатели.
 


 
с. 24-28

Архитектура аналитической системы оценки образовательных программ

Б.В. Бойцов, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой 104 «Технологическое проектирование и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ); Москва
Г.С. Жетесова, д.т.н., профессор, проректор по стратегическому развитию Карагандинского государственного технического университета; Республика Казахстан, г. Караганда
e-mail: zhetesova@mail.ru
М.К. Ибатов, д.т.н., профессор, ректор Карагандинского государственного технического университета; Республика Казахстан, г. Караганда

В статье рассматриваются особенности архитектуры аналитической системы оценки образовательных программ, представлен процесс разработки многокомпонентной математической модели оценивания профессиональных компетенций студентов.
Ключевые слова: система оценки, критерии, компетентностный подход, математическая модель.
 


 
с. 28-35

Принципы и методология бизнес-моделирования

В.П. Горбунов, советник по стратегическому развитию Авиакомпании «N8»; Москва
e-mail: vlad.gorbunov@bk.ru

На основе обзора зарубежных и отечественных источников рассмотрены принципы и методология бизнес-моделирования. Показано, что причина проблемы выработки общепринятого представления о содержании понятия «бизнес-модель» состоит в отсутствии системных принципов и методов, и это препятствует эффективному использованию динамических подходов и стратегических решений. Для решения задач анализа и разработки моделей бизнеса предложена системно-интегральная методология бизнес-моделирования на основе системного анализа, теории сложных систем и методов моделирования сложных систем.
Ключевые слова: бизнес-моделирование, системно-интегральная методология, динамические подходы, стратегические решения.



с. 36-39

Потоковый алгоритм нахождения плана ранних сроков работ для обобщенных сетевых моделей

В.Е. Белоусов, к.т.н., доцент, заведующий кафедрой АТПиП Воронежского государственного технического университета; г. Воронеж
e-mail: belousov@vgasu.vrn.ru
Л.П. Мышовская, к.т.н., доцент кафедры ТОСЭУН Воронежского государственного технического университета; г. Воронеж
И.В. Поцебнева, к.т.н., доцент кафедры АТПиП Воронежского государственного технического университета; г. Воронеж
 
Авторы статьи предлагают общую постановку задачи временного анализа, а также формализованное описание алгоритма поиска планов ранних сроков производства работ в многоуровневых системах, эффективных по Парето и позволяющих существенно сократить количество итераций по сравнению с линейным подходом.
Ключевые слова: алгоритм, сроки, производство, работа, эффективность.
 


 
с. 39-41

Модель системы оперативного реагирования при производственном планировании

Е.А. Скорнякова, аспирант кафедры И2 «Инжиниринг и менеджмент качества» Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова; Санкт-Петербург
e-mail: elizavetasesina@mail.ru

В данной статье рассмотрены основные проблемы, возникающие при оценке производственных опций ответственными подразделениями, предложена модель оперативного реагирования при производственном планировании, а также – решение для оптимизации и ускорения процесса оценки производственных опций.


 
с. 42-45

Анализ международных стандартов применительно к оценке характеристик качества автоматизированных систем военного назначения

В.В. Говоритель, к.т.н., докторант Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова; г. Тверь
e-mail: govoritel@mail.ru

В статье рассматриваются основные характеристики качества автоматизированных систем военного назначения (АС ВН) с учётом требований международных стандартов по оценке качества систем и программного обеспечения, применительно к стадиям жизненного цикла АС ВН.


 
с. 45-51

Управление качеством обогащенных пищевых продуктов на основе потребительских предпочтений: региональный аспект

Л.Н. Третьяк, д.т.н., профессор Оренбургского государственного университета; г. Оренбург
Д.И. Явкина, к.т.н., доцент Оренбургского государственного университета; г. Оренбург
e-mail: dinaild@mai.ru
А.О. Мордвинова, магистрант направления подготовки 27.04.04 – Управление качеством в технических системах Оренбургского государственного университета; г. Оренбург

Систематизированы статистические данные специально проведенного опроса респондентов, проживающих на территории одной биогеохимической провинции. Проведен формально-логический анализ установленных тенденций в потребительских предпочтениях продуктов питания массового спроса. Подтверждена актуальность обогащения пищевых продуктов дефицитными для Оренбургского региона биоэлементами – йодом, селеном, фтором и литием, а также их востребованность основной массой респондентов (65,68%). Выявлены категории потребителей с разной осведомленностью о проблеме регионального дефицита биоэлементов в питании населения. Обнаружены различия в гендерных и возрастных предпочтениях потребителей обогащенных продуктов питания. Установлены наиболее предпочтительные для обогащения пищевые продукты: кисломолочные (20,38%), а также хлеб и хлебобулочные изделия (19,69%). Для повышения качества пищевых продуктов рекомендована комплексная обогащающая добавка органического происхождения.
Ключевые слова: потребительские предпочтения, качество, биоэлементы, региональный аспект, обогащающие добавки, кисломолочная продукция, хлебобулочные изделия.
 


 
с. 52-56

Оценка конкурентоспособности продукции и разработка конкурентной стратегии предприятия на примере мороженого сливочного ООО «РОСАГРОПРОМ»

К.В. Жегера, к.т.н., доцент кафедры «Управление качеством и технология строительного производства» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства; г. Пенза
e-mail: jegera@yandex.ru

В статье приведены сведения о методике проведения анализа конкурентоспособности продукции на примере мороженого сливочного, выпускаемого предприятием ООО «РОСАГРОПРОМ». Разработана конкурентная стратегия предприятия, позволяющая повысить качество продукции, и план мероприятий для повышения конкурентных преимуществ.


МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

с. 57-61

Изучение оптических свойств углеродных нанотрубок и их современных приложений

Хусcейн Сафаа Мохаммед ридха Хусcейн, аспирант Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева; г. Самара
Кербела Государственный Университет; Ирак, Кербела
e-mail: Safaa_m333@yahoo.com
Наджари Хоссейна, аспирант Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева; г. Самара
Ханфар Адамa, аспирант Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева; г. Самара

Углеродные нанотрубки – это искусственно созданные однослойные или многослойные полые цилиндрические структуры, получаемые из атомов углерода и обладающие исключительными оптическими, механическими, физическими и электрофизическими свойствами. Благодаря своим оптическим свойствам, углеродные нанотрубки имеют широкий спектр применения в оптике, биомедицине и других областях. В данной статье рассмотрены оптические свойства углеродных нанотрубок и их применение.



с. 62-66

Применение метода конечных элементов на этапе предварительной тарировки препарированных сечений стреловидного крыла самолета

П.А. Фомичев, Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ»; Украина, г. Харьков
С.Ф. Мандзюк, Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ»; Украина, г. Харьков
И.В. Ледовских, ТАНТК им. Г.М. Бериева; г. Таганрог
e-mail: brg1705@beriev.com

Точность и ценность полученной по результатам летных испытаний информации о закономерностях нагружения летательного аппарата на режимах типового полета зависит от выбора размещения препарированных сечений, по которым размещены тензометры вдоль размаха крыла, и их тарировки. В данной статье предложено использование метода конечных элементов при определении расположения препарированных сечений, выборе места и величины приложения нагрузки для их тарировки. На примере крыла среднемагистрального самолета проанализировано расположение мест наклейки тензорезисторов и задания на их тарировку. Приведены зависимости для расчета величин тарировочных коэффициентов. Разработаны рекомендации, позволяющие упростить и ускорить проведение предварительной тарировки.


 

АВИАЦИЯ

с. 67-71

Проблема повышения качества профессионального психологического отбора в гражданской авиации

О.В. Ариничева, к.т.н., доцент кафедры Летной эксплуатации и профессионального обучения авиационного персонала Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА); Санкт-Петербург
e-mail: 2067535@mail.ru
А.В. Малишевский, к.т.н., доцент, доцент кафедры Летной эксплуатации и профессионального обучения авиационного персонала Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА); Санкт-Петербург

В работе представлены результаты экспериментального исследования, проводившегося на базе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. Приводится анализ корреляционных зависимостей результатов тестирования, полученных с помощью психодиагностических методик «тест Кеттелла» и «ММ-1». Дается обоснование слабой пригодности теста Кеттелла для индивидуального обследования кандидатов в рамках профессионального психологического отбора.



с. 72-77

Применение легкомоторных самолетов короткого взлета и посадки для поисково-спасательных работ на автозимниках

А.А. Смагин, студент Московского Авиационного института (НИУ), техник I категории ОКБ Сухого; Москва
e-mail: smagin_9595@mail.ru
О.С. Долгов, д.т.н., профессор кафедры 101 «Проектирование самолетов» Московского Авиационного института (НИУ); Москва

В работе рассмотрена возможность применения легкомоторных самолетов короткого взлета и посадки для обеспечения поисково-спасательных работ при автомобильных авариях на трассах-зимниках. Проведен анализ ограничений и требований к спасательной технике, выполнено сравнение имеющихся средств поиска и спасения (автомобили, вертолеты), предложен альтернативный вариант в виде самолета. В качестве примера, достаточно полно удовлетворяющего сформулированным требованиям, рассмотрен спроектированный авторами самолет ДС-417, описаны решаемые им задачи и особенности применения. В результате сравнения по технико-экономическим показателям различных видов техники сделан вывод, что легкомоторные самолеты позволят существенно повысить эффективность работы поисково-спасательных служб при умеренных финансовых затратах.
Ключевые слова: автомобильные аварии, поиск и спасение, легкомоторный самолет.



с. 78-84

Разработка конструкции кресла с повышенной безопасностью для пассажирского самолета

Наджари Хоссейна, аспирант Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева; Самара
e-mail: hosseinnadjari@gmail.com
Хусcейн Сафаа Мохаммед, аспирант Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева; Самара
Ханфар Адам, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева; г. Самара
В настоящее время среди приоритетов в гражданской авиации на первом месте – безопасность и комфорт пассажира. Как известно, аварии чаще всего происходят при взлете и при посадке самолета. С целью уменьшения угрозы для пассажиров авторами статьи предлагается улучшенная конструкция кресла, дается анализ путей обеспечения необходимого уровня травмобезопасности пассажиров по критерию HIC: применение эргономических кресел с системой привязных ремней, использование композиционных энергопоглощающих перегородок и панелей впередистоящих кресел, использование системы надувных подушек безопасности для первого ряда кресел. Для всех кресел предусмотрен новый способ фиксации кресел, который замедляет движение спинки пассажиров при аварийной ситуации.


 

АВТОТРАНСПОРТ

с. 85-88

Проблемные вопросы проведения топографического анализа аварийности и пути их решения

Д.С. Джурук, преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники в ОВД ФГКОУ ВО ВСИ МВД России; г. Иркутск
e-mail: irkutsk.dmitriy@yandex.ru

В статье рассматриваются существующие методы проведения статистического анализа дорожной аварийности, порядок сбора сведений о месте ДТП, проблемы проведения топографического анализа аварийности, связанные с низкой точностью позиционирования мест происшествий на местности, а также пути повышения качества его проведения.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, топографический анализ ДТП, позиционирование объектов, система ГЛОНАСС/GPS.


 
с. 88-92

Управление качеством пассажирскими автомобильными перевозками на основе оценки удовлетворенности потребителей

В.В. Епифанов, д.т.н, профессор кафедры «Автомобили» Ульяновского государственного технического университета; г. Ульяновск
e-mail: v.epifanov73@mail.ru
А.С. Тюрин, первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области; г. Ульяновск
К.А. Луконькина, аспирант кафедры «Автомобили» Ульяновского государственного технического университета; г. Ульяновск

В статье приводится функциональное моделирование процесса управления качеством пассажирских автомобильных перевозок с применением методики функционального моделирования IDEF0. Предложена методика оценки удовлетворенности пассажиров качеством городских пассажирских автомобильных перевозок. Обоснованы показатели качества транспортных услуг и мероприятия улучшения качества перевозок в системе ГПАТ.
Ключевые слова: управление, качество, перевозки, транспорт, моделирование, методика.


 

ОХРАНА ТРУДА

с. 93-96

Методический подход к анализу и прогнозированию рисков травмирования на рабочем месте в хозяйстве пути

В.А. Аксенов, д.т.н., профессор Российской академии транспорта Российского университета транспорта (РУТ МИИТ); Москва
А.М. Завьялов, к.т.н., доцент Российской академии транспорта Российского университета транспорта (РУТ МИИТ); Москва
Ю.В. Дементьева, руководитель отдела охраны труда, старший преподаватель Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС); г. Самара
e-mail: yulia_dementyeva@bk.ru

В статье представлен один из подходов к анализу и прогнозированию рисков травмирования на рабочих местах в хозяйстве пути, разработанный на основе изучения обстоятельств несчастных случаев и причин, вызвавших их наступление.
Ключевые слова: хозяйство пути, производственный травматизм, причины несчастных случаев, риски травмирования, анализ и прогноз рисков травмирования.