Принципы и методология бизнес-моделирования

Принципы и методология бизнес-моделирования

В.П. Горбуновсоветник по стратегическому развитию Авиакомпании «N8»; Москва
e-mail: vlad.gorbunov@bk.ru
На основе обзора зарубежных и отечественных источников рассмотрены принципы и методология бизнес-моделирования. Показано, что причина проблемы выработки общепринятого представления о содержании понятия «бизнес-модель» состоит в отсутствии системных принципов и методов, и это препятствует эффективному использованию динамических подходов и стратегических решений. Для решения задач анализа и разработки моделей бизнеса предложена системно-интегральная методология бизнес-моделирования на основе системного анализа, теории сложных систем и методов моделирования сложных систем.
Ключевые слова: бизнес-моделирование, системно-интегральная методология, динамические подходы, стратегические решения.
Литература
1. Alexander Osterwalder. The Business Model Ontology. A proposition in a Design Science Approach, 2004, Dissertation at University of Lausanne.
2. Schweizer, L., 2005. Concept and Evolution of Business Models, Journal of General Management, 31, 2, 37–56.
3. Weill, P. Place to space: Migrating to eBusiness models / Р. Weill, M. R. Vitale. – Boston: Harvard Business School Press, 2001. – 372 p.: il.
4. Osterwalder, A. & Pigneur, Y. (2009). Business Model Generation. Self-Published.
5. Hoppe, K./Kollmer, H. (2001): Strategie und Geschäftsmodell, unveröffentlichtes Arbeitspapier, Bamberg/Regensburg 2001.
6. Shafer, S., Smith, H. & Linder, J (2005). The power of business models. Business Horizons, 48, (3), 199–207.
7. Amit, R. & Zott, C. (2001). Value Creation in E-business. Strategic Management Journal, 22, (6-7), 493–520.
8. Chesbrough, H. The role of the business model in capturing value from innovation (working paper) / Н. Chesbrough, R. S. Rosenbaum. – Boston: Harvard Business School, 2000. – 557 p.
9. Котельников В.Н. Бизнес-модель. 6+1 компонент [Электронный ресурс] / В. Н. Котельников. – Режим доступа: http://www.cecsi.ru/coach/business_model.html. – 12.04.2013.
10. Сливоцки А. Миграция ценности: что будет с вашим бизнесом послезавтра? / А. Сливоцки; пер. с англ. А. Шапошниковой. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2006. – 424 с.: ил.
11. А.В. Трачук, Н.В. Линдер, Д.А. Антонов. Влияние информационно-коммуникационных технологий на бизнес-модели современных компаний. Эффективное антикризисное управление. 2014, № 5 (86).
12. R. Casadesus- Masanell, J. Heilbron. The Business Model: Nature and Benefits. Harvard Business School.
13. Уварина Ю.А. Методы оценки и направления совершенствования бизнес-процессов в частных медицинских центрах. Диссертация на соискание ученой степени канд. экономич. наук. Москва, 2016.
14. David J. Teece. Business Models, Business Strategy and Innovation. Long Range Planning 43 (2010) 172–194.
15. Slávik Štefan, Bednár Richard. Analysis of Business Models. Journal of Competitiveness. Vol. 6, Issue 4, pp. 19-40, December 2014.
16. Качала В.В. Основы теории систем и системного анализа. Учебное пособие для вузов. М.: Горячая линия – Телеком, 2007. 216 с.
17. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. ‒ СПб.: Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. ‒ 326 с.
18. Debelak D. (2006). Business model made easy.Wisconsin: CWL Publishing Enterprises.
19. Щербина О., Щербина Д. Бизнес-модель как инструмент реализации системного подхода в управлении предприятием. 5th International Conference APPLICATION OF NEW TECHNOLOGIES IN MANAGEMENT. ANTiM 2016, 21-23. April 2016. Belgrade, Serbia.
20. Антропов М.С., Белолипецкий В.Г., Коростылева И.И. Современные инновационные стратегии и бизнес-модели компаний. http://www.msu.ru/projects/amv/doc/h6_1_6_1_nom4_2.pdf.
21. Rappa, M. 2004. Business Models on the Web. http://digitalenterprise.org/models/models.html
22. T. Ahrens and C. S. Chapman. Management Control Systems and the Crafting of Strategy: A Practice-Based View. [Text] // C. S. Chapman ed., Controlling Strategy: Management, Accounting and Performance Measurement. Oxford: Oxford University Press, 2005.
23. У Чан Ким, Рене Моборн. Стратегия голубого океана. Пер. с англ. М.: Н1РРО. 2005. 272 с.
24. Клейтон Кристенсен. «Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании». Альпина Паблишер, 2015. 239 с.
25. Гавель О.Ю. Стратегический анализ данных в условиях реализации адаптивной бизнес-модели. Экономика. Бизнес. Банки. ‒ 2015. № 4(13).