"Качество и жизнь" № 2(18) 2018

Применение метода конечных элементов на этапе предварительной тарировки препарированных сечений стреловидного крыла самолета

П.А. ФомичевНациональный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ»; Украина, г. Харьков
С.Ф. МандзюкНациональный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ»; Украина, г. Харьков
И.В. ЛедовскихТАНТК им. Г.М. Бериева; г. Таганрог 
e-mailbrg1705@beriev.com
Точность и ценность полученной по результатам летных испытаний информации о закономерностях нагружения летательного аппарата на режимах типового полета зависит от выбора размещения препарированных сечений, по которым размещены тензометры вдоль размаха крыла, и их тарировки. В данной статье предложено использование метода конечных элементов при определении расположения препарированных сечений, выборе места и величины приложения нагрузки для их тарировки. На примере крыла среднемагистрального самолета проанализировано расположение мест наклейки тензорезисторов и задания на их тарировку. Приведены зависимости для расчета величин тарировочных коэффициентов. Разработаны рекомендации, позволяющие упростить и ускорить проведение предварительной тарировки.
Ключевые слова: самолет, тарировка, тензорезистор, деформация, моделирование.
Литература
1. Определение нагрузок, действующих на самолет в полете, методом тензометрии: Технический отчет №18с. / Летно-исследовательский институт; Л.А. Юмашев. – Жуковский, 1950. – 42 с.
2. Calibration of strain-gage installations in aircraft structures for the measurement of flight loads: NACA Report 1178 / T.H. Skopinski, W.S. Aiken, B.H. Wilber. – 1954. – 32 p.
3. Клокова Н.П. Тензорезисторы: теория, методики расчета, разработки / Н.П. Клокова. – М.: Машиностроение, 1990. – 224 с.
4. Тензометрия в машиностроении. Справочное пособие / Р.А. Макаров, А.Б. Ренский, Г.Х. Боркунский, М.И. Этингоф. – М.: Машиностроение, 1975. – 288 с.
5. Клячко М.Д. Летные прочностные испытаний самолетов. Динамические нагрузки: Справочник / М.Д. Клячко, Е.В. Арнаутов. – М.: Машиностроение, 1984. – 120 с.
6. Клячко М.Д. Летные прочностные испытаний самолетов. Статические нагрузки: Справочник / М.Д. Клячко, Е.В. Арнаутов. – М.: Машиностроение, 1985. – 128 с.
7. Гудков А.И. Методы и техника летных испытаний самолетов на прочность. / А.И. Гудков, П.С. Лешаков. – М.: Машиностроение, 1972. – 248 с.
8. Себер Дж. Линейный регрессионный анализ / Дж. Себер; Под ред. М.Б. Малютова. – М.: Изд-во «МИР», 1980. – 456 с.
9. Арепьев А.Н. Вопросы эксплуатационной живучести авиаконструкций / А.Н. Арепьев, М.С. Громов, В.С. Шапкин. – М.: Воздушный транспорт, 2002. – 424 с.
10. Павлов А.В. Аппаратура и методы измерений при летных испытаниях самолетов / А.В. Павлов. – М.: Машиностроение, 1967. – 216 с.