Применение метода конечных элементов на этапе предварительной тарировки препарированных сечений стреловидного крыла самолета

Применение метода конечных элементов на этапе предварительной тарировки препарированных сечений стреловидного крыла самолета

П.А. ФомичевНациональный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ»; Украина, г. Харьков
С.Ф. МандзюкНациональный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ»; Украина, г. Харьков
И.В. ЛедовскихТАНТК им. Г.М. Бериева; г. Таганрог 
e-mailbrg1705@beriev.com
Точность и ценность полученной по результатам летных испытаний информации о закономерностях нагружения летательного аппарата на режимах типового полета зависит от выбора размещения препарированных сечений, по которым размещены тензометры вдоль размаха крыла, и их тарировки. В данной статье предложено использование метода конечных элементов при определении расположения препарированных сечений, выборе места и величины приложения нагрузки для их тарировки. На примере крыла среднемагистрального самолета проанализировано расположение мест наклейки тензорезисторов и задания на их тарировку. Приведены зависимости для расчета величин тарировочных коэффициентов. Разработаны рекомендации, позволяющие упростить и ускорить проведение предварительной тарировки.
Ключевые слова: самолет, тарировка, тензорезистор, деформация, моделирование.
Литература
1. Определение нагрузок, действующих на самолет в полете, методом тензометрии: Технический отчет №18с. / Летно-исследовательский институт; Л.А. Юмашев. – Жуковский, 1950. – 42 с.
2. Calibration of strain-gage installations in aircraft structures for the measurement of flight loads: NACA Report 1178 / T.H. Skopinski, W.S. Aiken, B.H. Wilber. – 1954. – 32 p.
3. Клокова Н.П. Тензорезисторы: теория, методики расчета, разработки / Н.П. Клокова. – М.: Машиностроение, 1990. – 224 с.
4. Тензометрия в машиностроении. Справочное пособие / Р.А. Макаров, А.Б. Ренский, Г.Х. Боркунский, М.И. Этингоф. – М.: Машиностроение, 1975. – 288 с.
5. Клячко М.Д. Летные прочностные испытаний самолетов. Динамические нагрузки: Справочник / М.Д. Клячко, Е.В. Арнаутов. – М.: Машиностроение, 1984. – 120 с.
6. Клячко М.Д. Летные прочностные испытаний самолетов. Статические нагрузки: Справочник / М.Д. Клячко, Е.В. Арнаутов. – М.: Машиностроение, 1985. – 128 с.
7. Гудков А.И. Методы и техника летных испытаний самолетов на прочность. / А.И. Гудков, П.С. Лешаков. – М.: Машиностроение, 1972. – 248 с.
8. Себер Дж. Линейный регрессионный анализ / Дж. Себер; Под ред. М.Б. Малютова. – М.: Изд-во «МИР», 1980. – 456 с.
9. Арепьев А.Н. Вопросы эксплуатационной живучести авиаконструкций / А.Н. Арепьев, М.С. Громов, В.С. Шапкин. – М.: Воздушный транспорт, 2002. – 424 с.
10. Павлов А.В. Аппаратура и методы измерений при летных испытаниях самолетов / А.В. Павлов. – М.: Машиностроение, 1967. – 216 с.