"Качество и жизнь" № 3(19) 2018



Тема номера: 
Стратегия качества


Дата выхода номера: 
26.09.2018

Только зарегистрированный пользователь может получить доспуп к электронной версии журнала

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

 
с. 3–7

Новые подходы к формированию модели качества

Б.В. Бойцов, д.т.н., профессор, научный руководитель кафедры 104 «Технологическое проектирование и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ); Москва

Г.С. Жетесова, д.т.н., профессор, проректор по стратегическому развитию Карагандинского государственного технического университета; Республика Казахстан, г. Караганда
e-mail: zhetesova@mail.ru

А. Ахметжанова, магистр техники и технологии; Москва
 
В статье рассматриваются исторические аспекты трансформации университетов из образовательных и научно-исследовательских учреждений в структуры новой формации, реализующие широкий спектр функций и обладающие существенным конкурентным преимуществом в условиях тесного взаимодействия с бизнесом и государственными структурами, что позволяет обеспечить формирование инновационной сбалансированной модели ESM на основе коллективной ответственности.
 
Ключевые слова: университет, качество, модель ESM, коллективная ответственность.
 
Литература
1. Тагунова И.А. Развитие педагогического знания в науке и образовании. Материалы XXVII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки Российской академии образования / под редакцией М.В. Богуславского. М. -Тверь: Научная книга. – 2011. – 432 с.
2. Алиакберова А.Э. Развитие государственно-частного партнерства в области образования как фактор повышения конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации / Потенциал и перспективы России в условиях глобализации. – 2011. – С. 102.
3. Кочетков Г.Б. США: Новая роль университетов в экономике, основанной на знаниях / США – Канада. Экономика, политика, культура. – 2007. – № 7. – С. 3–20.
4. Актуальные вопросы современного университетского образования. – СПб.: Изд-во РГПУ. – 2005. – 347 с.
5. Ash M. Bachelor of what, master of whom? The Humboldt Myth and historical transformations of higher education in German-Speaking Europe and the US // European Journal of Education. 2006. № 41. P. 245–267.
6. Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. New York: Pergamon Press, 1998. P. 19–23.
7. Brint S. The Future of the City of Intellect: The Changing American University. Stanford, CA: Stanford University Press, 2002. P. 18–20.
8. Geiger R. Research and Relevant Knowledge: American Research Universities since World War II. New York, NY: Oxford University Press, 2002. P. 63–77.
9. Jayasurya K. Globalization and the changing architecture of the state: the regulatory state and the politics of negative co-ordination // Journal of European Public Policy. Vol. 8, № 1, 2001. P. 101–123.
10. Florida R. The Role of the University: Leveraging Talent, Not Technology // AAAS Science and Technology Policy Yearbook 2000. Wash. (DC): AAAS, 2000. P. 363–373.
11. Lynch R. Pawns of the state or priests of democracy? Analysing professors academic freedom rights within the state’s managerial realm // California Law Review. 2003. № 91. P. 1061–1108.



с. 7–12 

Проектирование образовательных программ на основе Национальной рамки квалификации и профессиональных стандартов

Б.В. Бойцов, д.т.н., профессор, научный руководитель кафедры 104 «Технологическое проектирование и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ); Москва
 
Г.С. Жетесова, д.т.н., профессор, проректор по стратегическому развитию Карагандинского государственного технического университета; Республика Казахстан, г. Караганда
e-mail: zhetesova@mail.ru

 
Г.М. Смирнова, к.пед.н., доцент, директор Центра инженерной педагогики Карагандинского государственного технического университета; Республика Казахстан, г. Караганда
 
В.В. Готтинг, к.пед.н., доцент, заведующий кафедрой «Профессиональное образование и педагогика» Карагандинского государственного технического университета; Республика Казахстан, г. Караганда
 
В статье отражены особенности применения компетентностного похода при проектировании образовательных программ высшего образования с учетом требований рынка труда с целью повышения качества образования и конкурентоспособности выпускников.
 
Ключевые слова: компетентностный подход, качество, квалификация, образовательная программа, профессиональный стандарт.
 
Литература:
1. Устемиров К., Шаметов Н.Р., Васильев И.Б. Профессиональная педагогика – Алматы, 2005. – С. 17.
2. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 г., № 414-V ЗРК.
3. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319-III (с дополнениями и изменениями по состоянию на 11.07.2017 г.).

 
с. 13–15 

Исследование свойств нетранзитивных включений в результатах экспертных измерений

И.Ф. Шишкин, Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева; Санкт-Петербург
 
Д.Н. Хамханова, Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления; г. Улан-Удэ
e-mail: darima-1956@yandex.ru
 
С.М. Шарапова, Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления; г. Улан-Удэ

В статье рассматриваются свойства нетранзитивных включений, появляющихся как в результатах попарного сравнения объектов экспертиз, так и в результатах ранжирования при определении весовых коэффициентов показателей качества продукции и услуг.
 
Ключевые слова: качество, показатели качества, ранжирование, попарное сопоставление, нетранзитивность.
 
Литература
1. Kendall M.G. Rank correlation methods / M. G. Kendall. – 3-d ed. – London: Griffin. = Кендэл М. Ранговые корреляции: пер. с англ. Е. М. Четыркина и Р. М. Энтова / М. Кендэл. – Москва: Статистика, 1975. – 214 с.
2. Шишкин И.Ф. Топологические пространства с нетранзитивными подмножествами // Докл. юбил. науч.-техн. конф. – Санкт-Петербург. ‒ 2006. – Т. 1.
3. Шарапова С.М. Исследование нетранзитивных подмножеств в результатах экспертных измерений // Материалы I международной научно-практической конференции «Качество как условие повышения конкурентоспособности и путь к устойчивому развитию». – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. ‒ 2009. – С. 138–145.



с. 16–24

Улучшение процесса испытаний на герметичность современными методами управления качеством

М.В. Высоцкая, аспирант института авиационной техники Самарского национального
исследовательского университета им. ак. С.П. Королева; г. Самара

e-mail: Manya_93@mail.ru
 
Д.В. Хрящева, студент магистратуры института авиационной техники Самарского национального исследовательского университета им. ак. С.П. Королева; г. Самара
 

С.И. Орлова, студент магистратуры института авиационной техники Самарского национального исследовательского университета им. ак. С.П. Королева; г. Самара
 
В.Н. Цыман, студент магистратуры института авиационной техники Самарского национального исследовательского университета им. ак. С.П. Королева; г. Самара
 
И.В. Русских, инженер по качеству АО «Самарская Кабельная Компания»; г. Самара
 
М.А. Шуршев, заместитель начальника цеха АО РКЦ «Прогресс»; г. Самара
 
Сертификация – одна из эффективных форм обеспечения качества и повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. При сертификации системы менеджмента качества весомым преимуществом в конкурентной борьбе являются методы и подходы (QFD, FMEA, MSA, робастное проектирование), обеспечивающие еще на этапе разработки технологии изготовления устойчивость изделий к воздействующим факторам. Появляется возможность применения таких методов при испытаниях и сертификациипродукции, отвечающей требованиям и ожиданиям потребителей с оптимальным сочетанием характеристик продукции и издержек на ее изготовление и испытание. В статье рассмотрены инструменты улучшения качества процесса испытания на герметичность шланга системы жизнеобеспечения изделия 12КСМ.
 
Ключевые слова: испытательная система, герметичность, качество, требования, продукция, анализ, герметичность, предупреждение риска, робастное проектирование, сертификация, QFD, FMEA, MSA.
 
Литература
1. Барвинок В.А., Вашуков Ю.А. Методы экспериментальных исследований технологических процессов в производстве летательных аппаратов: учеб. пособ. – Самара: Изд-во СГАУ. – 2012. – 124 с.
2. Вашуков Ю.А., Дмитриев А.Я., Митрошкина Т.А. Развертывание функции качества (QFD) – Самара: Изд-во СГАУ. – 2009. – 54 с.
3. Дмитриев А.Я., Митрошкина Т.А., Вашуков Ю.А. Робастное проектирование и технологическая подготовка производства изделий авиационной техники: учеб. пособ. – Самара: Изд-во СГАУ – 2016. – 76 с.
4. Вашуков Ю.А., Дмитриев А.Я., Митрошкина Т.А. Анализ видов, последствий и причин потенциальных несоответствий (FMEA). – Самара: Изд-во СГАУ. – 2008. – 31 с.
5. Высоцкая М.В., Дмитриев А.Я. Исследование робастности процесса измерения геометрии пиноли приспособления «ПАКЕР» International Scientific Review. 2016. № 11(21). С. 25–30. https://elib rary.ru/item.asp?id=26847610.
6. Васильчук А.В., Юнак Г.Л., Годлевский В.Е., Разживина О.В. Анализ измерительных и контрольных процессов в автомобилестроение. – Самара: ЗАО «Академический инжиниринговый центр»; ООО «Офорт». – 2006. – 190 с.
7. Нестеренко Д.В., Чаманкина А.Е. Интеграция методов бережливого производства и бережливого проектирования в авиакосмической промышленности // сб.: Современные кадровые технологии в управлении предприятиями и территориями. – 2017. – С. 226–233.


с. 25–27

Установка для исследования процесса резания угля в режимах с постоянной скоростью резания и с постоянным силовым воздействием

И.Д. Клюшник, аспирант Санкт-Петербургского горного университета; Санкт-Петербург
e-mail: ivanklushnik@mail.ru
 
В.А. Ярмоленко, аспирант Санкт-Петербургского горного университета; Санкт-Петербург
 
При подземной добыче угля в очистных забоях в основном используются механизированные струговые комплексы и очистные комбайны. До сих пор одними из главных вопросов, возникающих при добыче угля этими горными машинами, является задача увеличения производительности очистных комплексов, а также проблема минимизации затрат на добычу (снижение энергоемкости). Увеличение производительности комбайнов достигается не только за счет повышения энерговооруженности рабочих механизмов и конструктивных решений по исполнительным органам, но и путем оптимизации режима работы выемочной машины, в условиях переменной прочности разрушаемого массива. В виду сложности и многофакторности зависимости процесса резания от структуры и прочностных свойств массива, от режима резания и параметров резца, а также неравномерного распределения усилий на резце используется экспериментальный метод исследования резания угля. Исследование резания на полноразмерном стенде дает возможность понимать, как распределяются нагрузки в системе резец-порода в реальном времени, что также позволяет оптимизировать режим работы, с учетом изменяющейся прочности породы.
 
Ключевые слова: резец, процесс резания, выемочная машина, очистной комбайн, режим работы.

Литература
1. Докукин А.В., Красников Ю.Д., Хургин З.Я., Шмарьян Е.М. Корреляционный анализ нагрузок выемочных машин / М.: Наука. – 1969. С. 5.
2. Солод В.И., Зайков В.И., Первов К.М. Горные машины и автоматизированные комплексы: Учебн. для вузов. – М.: Недра. – 1981. С. 22.
3. Габов В.В., Задков Д.А., Лыков Ю.В., Кустриков Э.В. Стенды для исследования процесса резания угля и калийной соли одиночным резцом горных машин. / Горный информационно-аналитический бюллетень 2015. – С. 128–134.
4. Позин Е.З. Разрушение углей выемочными машинами. – М.: Недра. – 1984.



с. 28–33

Эвристический алгоритм распределения ресурсов для циклических сетевых моделей

И.П. Абросимов, преподаватель ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»; г. Воронеж
 
В.Е. Белоусов, к.т.н., доцент, зав. кафедрой ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»; г. Воронеж
e-mail: belousov@vgasu.vrn.ru
 
И.В. Поцебнева, к.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»; г. Воронеж
 
В статье рассматривается эвристический алгоритм распределения ресурсов для циклических сетевых моделей гибридных систем автоматизированных производств, который позволяет получить опорный план организации производства сложных изделий, доставляющий точный минимум целевой функции. При нехватке ресурса алгоритм его распределения обеспечивает выполнение работ с имеющимся в наличии, при этом события фронта работ упорядочиваются по убыванию в порядке значимости изделий.
 
Ключевые слова: алгоритм, план, технологическая операция, система, событие.
 
Литература
1. Баркалов С.А., Нгуен Ван Жанг, Нгуен Тхань Жанг. Алгоритм расчета временных параметров графа и прогнозирование срока завершения моделируемого процесса // Системы управления и информационные технологии. – 2013. – № 3.1. – C. 116–119.
2. Белоусов В.Е., Кончаков С.А. Алгоритм для оперативного определения состояний объектов в многоуровневых технических системах // Экономика и менеджмент систем управления. – 2015. – № 3.2. – C. 227–232.
3. Белоусов В.Е., Кончаков С.А./ Алгоритм для анализа вариантов решений в многокритериальных задачах // Системы управления и информационные технологии. – 2015. № 4. – С. 31–33.
4. Гoлeнкo-Гинзбург Д.И. Статистические модели в управлении производством. – М: Статистика, 1973.


с. 33–39

Применение риск-ориентированного подхода в производстве железобетонных изделий

О.Е. Смирнова, к.т.н., доцент кафедры строительных материалов, стандартизации и сертификации НГАСУ (Сибстрин); г. Новосибирск
e-mail: smirnova.olj@yandex.ru
 
Н.С. Бобров, магистрант НГАСУ (Сибстрин); г. Новосибирск
 
В статье рассматривается возможность применения риск-ориентированного подхода для управления качеством в производстве железобетонных изделий в связи с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Для этого, учитывая специфику сферы производства строительных материалов, проводится обзор наиболее практически применимых методов управления рисками, а также подробно рассматривается применение одного из них – метода HAZOP-анализа.
 
Ключевые слова: риск, качество, метод, HAZOP, железобетон.
 
Литература
1. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013). Режим доступа: Система «Консультант-Плюс».
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Система менеджмента качества. Требования. – Введ. 2015-09-28. М.: Изд-во стандартов. – 2015. – 32 с.
3. Смирнова О.Е., Алмаева И.О., Головачева Н.А. Управление рисками производства строительного материала в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015 // Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сб. науч. тр. Международной научно-практической конференции (17-18 ноября 2016 г.). ЮЗГУ, ЗАО «Университетская книга». – Курск. – 2016. – С. 255–258.
4. Steinberg R.M., Everson M.E.A., Martens F.J., Nottingham L.E. Enterprise Risk Management – Integrated Framework. Application Techniques. 2004. 105 p. Available at: http://www.macs.hw.ac.uk/~andrewc/erm2/reading/ERM%20-%20COSO%20Applicat... Techniques.pdf (accessed 8 June 2017). : Пер. изд.: Высоцкая О., Роджерс Т., Терещенко Л. Управление рисками организаций. Интегрированная модель. Краткое изложение. Концептуальные основы. [Электронный ресурс]: сайт Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO). – М. – 2004. – 109 с. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: https://www.coso.org/documents/coso_ERM_ExecutiveSummary_ Russian.pdf (дата обращения: 08.06.2017).
5. Менеджмент риска. Методы оценки риска [Электронный ресурс]: ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011. Введ. 2012-12-01. Режим доступа: Система «Техэксперт».


с. 40–44

Методические аспекты разработки обзора качества лекарственных препаратов в соответствии с требованиями GMP

А.А. Спиридонова, к.э.н., доцент кафедры «Метрология и стандартизация» «МИРЭА – Российского технологического университета; Москва
e-mail: al.spiridonova@gmail.com
 
Е.Г. Хомутова, к.х.н., доцент, профессор кафедры «Метрология и стандартизация» «МИРЭА – Российского технологического университета»; Москва
 
В статье приведены методические положения по составлению обзора качества лекарственных препаратов как документа системы менеджмента качества фармацевтического предприятия. Уделяется особое внимание стадии планирования, приводятся детальный анализ существующих требований и методические рекомендации для каждого раздела обзора качества с целью адаптации и лучшего понимания требований GMP производителями лекарственных средств.
 
Ключевые слова: обзор качества, GMP, фармацевтическое предприятие, система менеджмента качества, лекарственный препарат.
 
Литература
1. Приказ Минпромторга России от 14.06.2013 № 916 (ред. от 18.12.2015) «Об утверждении Правил надлежащей производственной практики» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499029882 (дата обращения 15.04.2018).
2. Сафиуллина Р.А., Гармонов С.Ю., Горюнова С.М. Подходы по проведению обзора качества лекарственных средств в соответствии с правилами GMP // Вестник казанского технологического университета. – 2012. – № 9. – Т. 15. – С. 252–255.
3. Спиридонова А.А., Хомутова Е.Г. Обзор качества продукции как элемент анализа со стороны руководства // Компетентность. – 2017. – № 9–10. – С. 58–62.
4. Александров А.В. Проведение периодического обзора качества лекарственных препаратов // Промышленное обозрение. Фармацевтическая отрасль. – 2008. – № 5(10). – С. 28–30.

 

АВИАЦИЯ

с. 45–52

Системно-интегральная методология при исследовании принципов бизнес-моделирования низкобюджетных авиакомпаний

В.П. Горбунов, советник по стратегическому развитию Авиакомпании «N8»; Москва
e-mail: vlad.gorbunov@bk.ru
 
На основе анализа деятельности ведущих мировых низкобюджетных авиакомпаний разработана классификация методов бизнес-моделирования с выделением базовой (архетипической) модели как сравнительно простой, а также группы усложненных моделей: экономико-географическая, гибридная, перевозчик в перевозчике, прогнозная модель и модели развития. Показано, что задача обеспечения устойчивости на конкурентном рынке, решаемая низкобюджетными авиакомпаниями за счет ценового разрыва стоимости перевозки в сравнении с традиционными авиакомпаниями, требует системной организации подсистем: бизнес, моделирование бизнеса и методология моделирования бизнеса.
 
Ключевые слова: бизнес-моделирование, низкобюджетные авиакомпании, системно-интегральная методология.
 
Литература
1. Горбунов В.П. Принципы и методология бизнес-моделирования// Качество и Жизнь. – 2018. – № 2. – С. 28–35.
2. Rui Marques. The Future of Airline Business Models: Which Will Win? Luis Guido Carlo. University. June, 2015.
3. Rosenstein David E., «The Changing Low-Cost Airline Model: An Analysis of Spirit Airlines». Aviation Technology Graduate Student Publications. 2013. Paper
19. http://docs.lib.purdue.edu/atgrads/19.4. Maik Huettinger, Benas Adomavičius. A Framework for Assessing the Low-Fare Model in the Airline Industry. Ekonomika, 2011. Vol. 90 (1).
5. Rohafiz Sabar. An Evaluation of the Provision of Terminal Facilities for the Design of Low Cost Air port Terminals. Cransfield University. January 2009.
6. Wang, Tsui, Liang and Fu Traffic volume changes; Route entry; Low-cost carriers; Hong Kong Institute Of Transport And Logistics Studies. January 2016.
7. Эббес П. Инструментальные переменные и эндогенность: нетехнический обзор // Квантиль. – № 2. – 2007.
8. Oriol Lordan. Study of the Full-Service and Low-Cost Carriers Network Configuration. Journal of Industrial Engineering and Management – http://dx.doi.org/10.3926/jiem.1191.
9. Randall Whyte, Gui Lohmann. The carrier-within-a-carrier strategy: An analysis of Jetstar. Journal of Air Transport Management, № 42, 2015. pp. 141–148.
10. Кузьмин С.С. Инкрементализм как стратегический ответ на неопределенность внешней среды// Вопросы экономики и права. – 2015. – № 3.
11. Andrija Vidović, Igor Štimac, Damir Vince. Development of Business Models of Low-Cost Airlines. International Journal for Traffic and Transport Engineering, 2013, 3(1): pp. 69–81.
12. Md Atiqur Rahman Sarker, Chowdhury Golam Hossan and Laila Zaman. Sustainability and Growth of Low Cost Airlines: An Industry Analysis in Global Perspective. American Journal of Business and Management. Vol. 1, No. 3, 2012, pp. 162–171.
13. The Barrier and Solution of the Development of Low-cost Air Transportation http://www.icao.int/meetings/regional-symposia/lcc-china2013/documents/p....
14. Thomas C. Sorensen. An analysis of the European low fare airline industry – with focus on Ryanair. Aarhus School of Business September 13, 2005. http://pure.au.dk/portal/files/2049/000139957-139957.pdf.
15. Lohmann G., Koo, T.T.R., 2013. The airline business model spectrum. J. Air Transport Management. № 31, pp. 7–9.
16. Mason K. J., Morrison, W. G., 2008. Towards a means of consistently comparing airline business mod els with an application to the ‘low cost’ airline sector. Research in Transportation Economics 24, pp. 75–84.
17. Igor Štimac, Damir Vince, Andrija Vidović. Effect of Economic Crisis on the Changes of Low-Cost Carriers Business Models.
18. Rosário Macário, José M. Viegas, Vasco Reis. Impact of Low Cost Operation in the Development of Airports and Local Economies.
19. Xavier Fageda, Pere Suau-Sanchez, Keith J. Mason. The evolving low-cost business model: Network implications of fare bundling and connecting flights in Europe. Journal of Air Transport Management. № 42, 2015. pp. 289–296.
20. Горбунов В.П. Анализ перспектив развития низкобюджетных авиакомпаний в современных условиях российской авиатранспортной системы // Качество и Жизнь. – 2018. – № 1. – С. 60–65.
21. Горбунов В.П. Дальне-магистральные перевозки – перспективная бизнес-модель низкобюджетных авиакомпаний // Авиасоюз. – 2016. – № 6. – С. 18–19.
22. Горбунов В.П. «Нордавиа»: взгляд в будущее // Авиасоюз. –2016. –№ 3/4. –С. 38–40.


 
с. 52–60

Особенности качественного управления процессом разделения летательных аппаратовсинергетический подход

О.Д. Крееренко, к.т.н., доцент, кафедра 109Б Московского авиационного института (НИУ); Ростовская область, г. Таганрог
e-mail: olgadmk@yandex.ru
 
Е.С. Крееренко, Южный Федеральный Университет; Ростовская область, г. Таганрог
 
В статье представлен синтез стратегий управления процессом разделения ступеней авиационно-космического комплекса (АКК) с верхним расположением разгонного блока (РБ) на самолете-носителе (СН) при одновременном разрыве всех связей между ними. Рассмотрены вопросы повышения качества процесса управления АКК на этапе разделения ступеней посредством применения синергетических методов управления. Разработаны математические модели РБ и СН с учетом силового и аэродинамического взаимодействия между ними. Получены выражения, определяющие зависимость сил и моментов сил реакций в узлах связи от аэродинамических и массово-инерционных характеристик РБ и СН. Показано, что учет естественных свойствобъектов позволяет получить системы управления, обеспечивающие качественное безударное разделение летательных аппаратов, а также создание для разгонного блока условий, позволяющих ему совершать автономный полет после разделения с набором высоты.
 
Ключевые слова: авиационно-космический комплекс, синтез законов управления, метод АКАР, разгонный блок, самолет-носитель, разделение летательных аппаратов.
 
Литература
1. Decker I. P., Wilhite A. W. Technology and methology of separating two similar size aerospace vehicles within the atmosphere. AIAA Paper, № 75 – 29, 1975.
2. Moelyadi M.A., Breitsamter C., Laschka B. Steady and unsteady calculations on full configuration of two-stage space transportation system during separation, 24th International Congress of the Aeronautical Sciences, ICAS2004, 29 August – 3 September, 2004.
3. Decker J.P., and Gera J. An exploratory study of parallel stage separation of reusable launch vehicles. NASA TN D-4765, Oct. 1968.
4. Decker K. Aerodynamik eines zweistufigen Raumtransportsystems beim Wiedereintritt und wahrend der Separation. Dissertation, TechnischeUniversitat Munchen, Dec. 2003.
5. Bernot P.T. Abort separation study of a shuttle. orbiter and external tank at hypersonic speed. NASA. TM X-3212, May 1975.
6. Rochholz H., Huber T., Matyas, F. Unsteady airloads during separation of an idealized two-stage hypersonic vehicle. Zeitchrift fur Flugwissenschaften und Weltraumforchung, Band 19, Heft 1, pp. 2–9, 1995.
7. Колесников К.С., Кокушкин В.В., Борзых С.В., Панкова Н.В. Расчет и проектирование систем разделения ступеней ракет: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. – 376 с.
8. Демешкина В.В., Ильин В.А., Леутин А.П. Некоторые особенности процесса разделения летательных аппаратов вблизи момента разрыва связей. Ч. I и II. – Ученые записки ЦАГИ. – 1980. – Т. 11. – № 4, 5.
9. Леутин А.П. Об определении системы сил реакций в шарнирных узлах крепления летательных аппаратов при их разделении. – Ученые записки ЦАГИ. – 1981. – Т. 12. – № 4.
10. Ильин В.А. Учет реального силового взаимодействия в шарнирных узлах крепления при расчете связанного относительного разворота двух летательных аппаратов. – Ученые записки ЦАГИ. – 1984. – Т. 15. – № 3.
11. Ильин В.А. Сила трения и момент сил трения в шарнирных узлах крепления при развороте двух летательных аппаратов относительно этих узлов. Ч. I и II. – Ученые записки ЦАГИ. – 1985. – Т. 16. – № 3 и 1986. – Т. 17. – № 1.
12. Овчинников В.В., Садчиков В.И. Определение линейных и угловых ускорений несвободной системы двух летательных. – Ученые записки ЦАГИ. – 1987. Т. 18. – № 5.
13. Овчинников В.В., Садчиков В.И. Метод исключения статических неопределенностей в задачах механики несвободного твердого тела. – Ученые записки ЦАГИ. – 1987. Т. 18. – № 6.
14. Кобзев В.А., Фортинов Л.Г., Гломбинский Е.Н. Комплексная система для запуска тяжелых воздушно-космических самолетов многоразового использования на околоземную орбиту, супертяжелый реактивный самолет-амфибия для нее (варианты) и способ осуществления запуска // Патент РФ №2397922, приоритет от 30.07.2008 г.
15. Колесников А.А. Синергетическая теория управления. М.: Энергоатомиздат. –1994.
16. Веселов Г.Е. Cинергетический подход к синтезу иерархических систем управления // Известия ТРТУ. –2006. –Т. 61. –№ 6. –С. 73–4.
17. Современная прикладная теория управления. Ч. II: Синергетический подход в теории управления / Под. ред. А.А. Колесникова. – Москва-Таганрог: Изд-во ТРТУ. – 2000.
18. Колесников А.А., Веселов Г.Е., Попов А.Н., Мушенко А.С. и др. Синергетические методы управления сложными системами: механические и электромеханические системы. – М.: КомКнига. – 2006. – 304 с.
19. Бюшгенс Г.С., Студнев Р.В. Аэродинамика самолета: Динамика продольного и бокового движения. – М.: Машиностроение. – 1979. – 352 с.

 

АВТОТРАНСПОРТ

с. 61–64 

Социально-экономические последствия аварийности на автомобильных дорогах в Российской Федерации

Е.С. Демахина, студент направления «Технология транспортных процессов», ДВФУ; г. Владивосток
 
Н.С. Поготовкина, доцент кафедры транспортных машин и транспортно-технологических процессов, ДВФУ; г. Владивосток
e-mail: pogotovkina.ns@dvfu.ru
 
Е.А. Никитин, студент направления «Технология транспортных процессов», ВГУЭС, г. Владивосток
 
В.А. Пархоменко, студент направления «Технология транспортных процессов», ВГУЭС, г. Владивосток
 
Несмотря на существенное снижение в последние годы показателей аварийности на автомобильных дорогах, проблема безопасности дорожного движения в нашей стране стоит очень остро. Показатель социального риска в Российской Федерации в 2017 г. составил 13 погибших на 100 тысяч населения, что значительно выше, чем во многих странах Европы. Ежегодные экономические потери вследствие дорожно-транспортных происшествий наносят огромный ущерб экономике страны и составляют, по оценкам специалистов, около 2% валового внутреннего продукта. В статье приведены результаты расчета экономического ущерба в результате гибели и ранения людей.
 
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, аварийность, дорожно-транспортные происшествия, социальный риск, экономический ущерб.
 
Литература
1. Верзилин В.А. Социально-экономические потери от ДТП (на примере Воронежской области) // Вестник ТГУ. – 2009. – № 12 (80). – С. 154–160.
2. В России – 290 легковых автомобилей на 1000 жителей [Электронный ресурс] / Сайт аналитического агентства «Автостат». – Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/31279/ (дата обращения 20.03.2018).
3. Горев А.Э., Олещенко Е.М. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения. – М.: Академия. – 2006. – 258 с.
4. Как снижаются в России риски для жизни при ДТП? [Электронный ресурс] / Сайт Фактограф. – Режим доступа: https://www.factograph.info/a/29007937.html (дата обращения 20.03.2018).
5. Количество автомобилей в России превысило 56 млн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.spbdnevnik.ru/news/2016-02-21/kolichestvo-avtomobiley-v-ross... (дата обращения 15.03.2018).
6. Официальная статистика [Электронный ресурс] // Сайт Федеральной службы государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/acc... (дата обращения 18.03.2018).
7. Показатели состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] //Сайт Госавтоинспекции. – Режим доступа: http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения 18.03.2018).
8. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы: распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288413/ (дата обращения 25.03.2018).
9. Паспорт федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 ‒ 2020 годах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fcp-pbdd.ru/about_program/passport.ph. (дата обращения 15.02.2018).


с. 65–69

Исследование эксплуатационной надежности автомобилей при замене параметра сдвига распределения ресурса деталей закона Вейбулла

В.Е. Касьянов, д.т.н., профессор кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
Е.Е. Косенко, к.т.н., доцент кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
e-mail: a123lok@mail.ru
 
В.В. Косенко, к.т.н., доцент кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
А.А. Котесова, к.т.н., доцент кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
Р.В. Хван, аспирант Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
В статье проведен анализ результатов расчета прочности и усталостного ресурса деталей машин при замене параметра сдвига распределения Вейбулла на первое значение вариационного ряда совокупности конечного объема. Графическим методом определены значения параметров распределения закона Вейбулла для совокупности. Получены значения сдвига при размахе R=1,3 для твердости и при размахе R=50 для ресурса. В результате проведенных исследований установлена необходимость их учета в расчетах усталостного ресурса деталей машин.
 
Ключевые слова: выборка, усталостный ресурс, генеральная совокупность конечного объема.
 
Литература
1. Марковец М.П. Определение механических свойств металлов по твердости. – М.: Машиностроение, 1979. – 191 с.
2. Касьянов В.Е., Роговенко Т.Н., Щулькин Л.П. Основы теории и практики создания надежных машин // Вестник машиностроения. – 2003. – № 10. – С. 3.
3. Kas’yanov V.E., Rogovenko T.N. Рrobabilisticstatistical estimation of the gamma-life of a machine chassis // Russian Engineering Research. 1999. V. 6. p. 10.
4. Касьянов В.Е., Роговенко Т.Н., Зайцева М.М. Обеспечение заданного усталостного ресурса деталей машин с использованием малых выборок исходных данных // Вестник машиностроения. – 2013. – № 5. – С. 10–15.
5. Роговенко Т.Н., Зайцева М.М. Оценка оптимального значения вероятности безотказной работы деталей машин, на примере рукояти одноковшового экскаватора // Инженерный вестник Дона. 2016. Т. 43. № 4 (43). С. 84.
6. Косенко Е.Е., Косенко В.В., Черпаков А.В. Моделирование стержней с дефектами, имеющих различные виды закрепления // Инженерный вестник Дона. ‒ 2013. ‒ № 4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2155.
7. Беленький Д.М., Косенко Е.Е., Оганезов Л.Р. Минимальные значения и рассеивание механических характеристик строительных сталей // Известия высших учебных заведений. Строительство. – 2003. – № 6. – С. 102–105.
8. Косенко Е.Е., Косенко В.В., Черпаков А.В. Моделирование стержней с дефектами, имеющих различные виды закрепления // Инженерный вестник Дона. – 2013. – Т. 27. – № 4. – С. 272.
9. Теплякова С.В., Котесова А.А., Косенко Е.Е. Расчетно-экспериментальное определение максимальной нагруженности стрелы одноковшового экскаватора // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2016. – № 2(48). – С. 38–43.
10. Касьянов В.Е. Метод оценки безотказности для выборки и совокупности конечного объема // Научное обозрение. – 2014. – № 11(3). – С. 785–788.
11. Косенко Е.Е., Черпаков А.В., Косенко В.В., Недолужко А.И. Методы оценки эксплуатационной надежности автомобилей // Инженерный вестник Дона. – 2017. – № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4303.
12. Капур К., Ламберсон Л. Надежность и проектирование систем. – М.: Машиностроение, 1980. – 604 с.
13. Касьянов В.Е., Котесова А.А., Теплякова С.В. Упрощенное определение расхождений между минимальными ресурсами выборок и совокупностей для ответственных деталей машин // Инженерный вестник Дона. – 2013. – № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2013/1694.


с. 69–73

Влияние генеральных совокупностей конечного объема на эксплуатационную надежность автомобилей при единичном и серийном производствах

В.Е. Касьянов, д.т.н., профессор кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
Е.Е. Косенко, к.т.н., доцент кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
e-mail: a123lok@mail.ru
 
В.В. Косенко, к.т.н., доцент кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
А.А. Котесова, к.т.н., доцент кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
Р.В. Хван, аспирант Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
Авторами статьи приводятся результаты исследования твердости различных марок сталей с целью определения пределов выносливости по корреляционным зависимостям. Результаты полученных исследований использованы для определения ресурса деталей с использованием графического метода перехода от выборки к совокупности. Рассмотрена связь единичного и серийного производства через однородность выборочной статистики.
 
Ключевые слова: выборка, усталостный ресурс, генеральная совокупность конечного объема, однородность.
 
Литература
1. Серенсен С.В., Когаев В.П., Шнейдерович Р.М. Несущая способность и расчет деталей машин на прочность. – М.: Машиностроение, 1975. – 488 с.
2. Марковец М.П. Определение механических свойств металлов по твердости. – М.: Машиностроение, 1979. – 191 с.
3. Касьянов В.Е., Роговенко Т.Н., Щулькин Л.П. Основы теории и практики создания надежных машин // Вестник машиностроения. – 2003. – № 10. – С. 3.
4. Kas’yanov V.E., Rogovenko T.N. Рrobabilistic-statistical estimation of the gamma-life of a machine chassis // Russian Engineering Research. 1999. V. 6. p. 10.
5. Касьянов В.Е., Роговенко Т.Н., Зайцева М.М. Обеспечение заданного усталостного ресурса деталей машин с использованием малых выборок исходных данных // Вестник машиностроения. – 2013. – № 5. – С. 10–15.
6. Роговенко Т.Н., Зайцева М.М. Оценка оптимального значения вероятности безотказной работы деталей машин на примере рукояти одноковшового экскаватора // Инженерный вестник Дона. – 2016. – Т. 43. – № 4 (43). – С. 84.
7. Косенко Е.Е., Косенко В.В., Черпаков А.В. Моделирование стержней с дефектами, имеющих различные виды закрепления // Инженерный вестник Дона. – 2013. – № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2155.
8. Беленький Д.М., Косенко Е.Е., Оганезов Л.Р. Минимальные значения и рассеивание механических характеристик строительных сталей // Известия высших учебных заведений. – Строительство. – 2003. – № 6. – С. 102–105.
9. Косенко Е.Е., Косенко В.В., Черпаков А.В. Моделирование стержней с дефектами, имеющих различные виды закрепления // Инженерный вестник Дона. – 2013. – Т. 27. – № 4. – С. 272.
10. Теплякова С.В., Котесова А.А., Косенко Е.Е. Расчетно-экспериментальное определение максимальной нагруженности стрелы одноковшового экскаватора // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2016. – № 2 (48). – С. 38–43.
11. Касьянов В.Е. Метод оценки безотказности для выборки и совокупности конечного объема // Научное обозрение. – 2014. – № 11(3). – С. 785 – 788.
12. Косенко Е.Е., Черпаков А.В., Косенко В.В., Недолужко А.И., Методы оценки эксплуатационной надежности автомобилей // Инженерный вестник Дона. ‒ 2017. ‒ № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4303.
13. Касьянов В.Е., Котесова А.А., Теплякова С.В. Упрощенное определение расхождений между минимальными ресурсами выборок и совокупностей для ответственных деталей машин // Инженерный вестник Дона. – 2013. – № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2013/1694.


с. 74–78

Виды сварки, применяемые при соединении элементов кузовов автомобилей

В.М. Мещеряков, к.т.н., профессор кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
И.В. Топилин, к.т.н., доцент кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
Е.Е. Косенко, к.т.н., доцент кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
e-mail: a123lok@mail.ru
 
В.В. Косенко, к.т.н., доцент кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
Ф.С. Копылов, студент Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
В статье рассмотрены особенности сварки элементов кузовов автомобилей с применением высококонцентрированных источников энергии. Проведен ориентировочный расчет полей распределения теплоты при использовании лазерной сварки. Приведены изотермы зон термического влияния. Рассмотрены достоинства и недостатки лазерной сварки в сравнении с точечной контактной сваркой. Детально рассмотрены процессы, проходящие в зоне сварного шва при использовании лазерной сварки.
 
Ключевые слова: сварка металла, сварной шов, лазерная сварка.
 
Литература
1. Косенко Е.Е., Косенко В.В., Черпаков А.В., Мещеряков В.М., Егорочкин А.О. Моделирование напряженного состояния элемента рамной конструкции автомобиля в КЭ комплексе ansys // Вестник Донецкой академии автомобильного транспорта. – 2014. – № 4. – С. 79–84.
2. Tepliakova S.V., Kosenko E.E., Kosenko V.V., Cherpakov A.V. Analysis of Requirements to Ensure Absolute Reliability of Machines //Abstracts & Schedule. International Conference on «Physics and Mechanics of New Materials and Their Applications» (PHENMA 2016) Surabaya, Indonesia, July 19–22, 2016, pр. 267–268.
3. Tepliakova S.V., Kosenko E.E., Kosenko V.V., Cherpakov A.V. Mathematical Modeling of Ensuring Machine Reliability //Abstracts & Schedule. International Conference on «Physics and Mechanics of New Materials and Their Applications»(PHENMA 2016) Surabaya, Indonesia, July 19–22, 2016, pр. 269.
4. Косенко Е.Е., Косенко В.В., Черпаков А.В. Исследование колебаний полнотелой стержневой модели кантилевера с дефектом // Инженерный вестник Дона. – 2013. – № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2153.
5. Косенко Е.Е., Косенко В.В., Черпаков А.В. Моделирование стержней с дефектами, имеющих различные виды закрепления // Инженерный вестник Дона. – 2013. – № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2155.
6. Орешенко П.Ю., Лецковник А.В., Козловский С.Н. Исследование причин образования непроваров при точечной контактной сварке // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2012. – Т. 1. – № 8. – С. 99–100.
7. Захаров В.В., Кононова Е.В., Козловский С.Н. Исследование влияния зазоров на усилие сжатия деталей при точечной контактной сварке // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2012. – Т. 1. – № 8. – С. 93–94.
8. Рыжков А.И., Хазов Б.Ф. Отказы и предельное состояние технологического оборудования сварки кузовов в массовом производстве автомобилей // Сборка в машиностроении, приборостроении. – 2007. – № 10. – С. 14–24.
9. Мещеряков В.М., Косенко Е.Е., Богер А.А. Применение высококонцентрированных источников энергии в автомобилестроении // В сб.: Транспортные и транспортно-технологические системы. Материалы международной научно-
технической конференции. – 2017. – С. 307–308.
10. Хайруллин Т.В., Столбов В.И. Лазерно-плазменный способ сварки тонколистовых сварных составных заготовок tailored blanks для штамповки деталей кузова автомобиля // В сб.: Современные проблемы повышения эффективности сварочного производства. Всероссийская научно-техническая конференция с международным участием. – Тольятти. – 2006. – С. 54–56.

 
с. 79-81

Формирование технико-эксплуатационных показателей ведомственного парка специальных транспортных средств

А.В. Подзоров, ФСИН России; Москва
e-mail: a.v.podzorov@mail.ru
 
Специальный подвижной состав (ПС) автомобильного транспорта (АТ) не перевозит пассажиров и грузы, а предназначен для доставки к месту работы оборудования, которое установлено на его шасси. Целью исследования является разработка системы технико-эксплуатационных показателей (ТЭП) для специальных автомобилей. Для оценки эффективности работы специального ПС можно использовать некоторые показатели, применяемые в машиностроении. Сформулированы ТЭП для специального ПС ведомственного АТ. Предложенные ТЭП могут быть использованы для оценки и повышения эффективности управления с целью экономии расходов и бюджетных средств.
 
Ключевые слова: автомобили, автомобильный транспорт, оборудование, специальный подвижной состав, технико-эксплуатационные показатели, транспортное средство.
 
Литература
1. Краткий автомобильный справочник / Под. ред. Г.Н. Яковлева. – М.: Транспорт. – 1967. – 544 с.
2. Баженов С.П., Б.Н. Казьмин, С.В. Носов. Основы эксплуатации и ремонта автомобилей и тракторов / Учебное пособие для вузов – М.: Академия. – 2005. – 336 с.
3. Пеньшин Н.В. Эффективность и качество как фактор конкурентоспособности услуг на автомобильном транспорте / Монография. – Тамбов: ТГТУ. – 2008. – 224 с.
4. Козловский В.А. Производственный менеджмент / Уч. пособ. – М.: ИНФРА-М. – 2003. – 574 с.
5. Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации) / Уч. пособ. для вузов. – М.: ИТК «Дашков и К°». – 2013. – 372 с.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ

с. 82–87

Опыт анестезиологического обеспечения пострадавших на догоспитальном этапе
На примере работы бригад службы экстренной (скорой) медицинской помощи и медицины катастроф 

Д.С. Пархомчук, директор ГУ «Луганский республиканский Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф»; г. Луганск
e-mail: demian_81@mail.ru
 
В статье представлен опыт Луганского Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф в анестезиологическом обеспечении пострадавших с тяжелыми комбинированными повреждениями при несчастных случаях (минно-взрывные ранения, травмы, дорожно-транспортные происшествия и т.д.) на догоспитальном этапе.
 
Ключевые слова: медицина катастроф, комбинированные повреждения, минно-взрывные ранения, анестезиологическое обеспечение, догоспитальный этап.
 
Литература
1. Военно-полевая хирургия локальных войн и вооруженных конфликтов: Руководство для врачей / Под ред. Е.К. Гуманенко, И.М. Самохвалова. – М.: ГЭОТАР-Медиа. – 2011. – 672 с.
2. Военно-полевая хирургия. Работа хирургов в условиях ограниченности ресурсов во время вооруженных конфликтов и других ситуаций насилия. Т. 1. Кристос Жианну, Марко Балдан. Русская версия подготовлена Региональным информационным центром МККК в Москве (CSC EAST). – МККК, октябрь 2010. – 378 с.
3. Гаврилин С.В., Сингаевский А.Б., Михайлов Ю.М. Протокол интенсивной терапии при тяжелой травме на догоспитальном этапе. Опубликовано на сайте: www.anesth.ru
4. Клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи пострадавшим с политравмой в чрезвычайных ситуациях / Утверждены решением Конференции Общероссийской общественной организации специалистов в сфере медицины катастроф. ‒ Протокол № 3 от 17.11.2015 г.
5. https://urgent.com.ua/ru-issue-article-257.


 
с. 88 – 92

Условия труда официанта

Т.Ю. Лустгартен, к.т.н., Костромской государственный университет; г. Кострома
e-mail: tlustgarten@yandex.ru
 
Представлены результаты исследований условий труда официанта. В результате проведенного хронометража идентифицированы опасные и вредные производственные факторы и время их воздействия на официанта, а также результаты инструментальных измерений уровней факторов. Проведены гигиеническая оценка условий труда и анализ спецодежды официанта. Даны рекомендации для подбора новой спецодежды в соответствии с требованиями стандартов и классом ресторана. Исследованы условия труда студента по фактору «напряженность труда» (учебного процесса). Проведен сравнительный анализ напряженности труда официанта и студента. Даны рекомендации по улучшению условий труда официанта и режиму труда и отдыха для сохранения здоровья работающих.
 
Ключевые слова: официант, класс условий труда, нормативное значение, режим труда и отдыха.
 
Литература
1. Фабрика бизнеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fabrikabiz.ru/restaurant/ 4/25.php «Ресторанный бизнес».
2. ГОСТ 12.0.003–2015. ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа : http://www.consultant.ru
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 декабря 2015 г. № 910н «Об утверждении профессионального стандарта «Официант/бармен» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www. consultant.ru.
4. СНиП 23-05–95. Естественное и искусственное освещение [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. СН 2.2.4/2.1.8.562–96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www. consultant.ru.
6. Р 2.2.2006–05. Руководство, по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда: утв. Главным государственным санитарным врачом России 29.07.2005 г. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www. consultant.ru.
7. Должностная инструкция официанта ресторана. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www. consultant.ru.
8. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». –Режим доступа: http://www. consultant.ru.
9. Медицинские центры мира [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://medicalcenters.ru Деформации стопы.
10. Стандарты обслуживания в ресторане: учебное пособие [Электронный ресурс]. –Режим доступа : http://restoranoff.ru.
11. МУ ОТ РМ 02−9. Оценка травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». –Режим доступа: http://www.consultant.ru.
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2014 г. № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». –Режим доступа: http://www. consultant.ru.
13. Бобко Н.А. Правильное соотношение «работа: отдых» –залог сохранения здоровья / Академія Здоров’я [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.zid.com.ua/rus_creativework/pravylnoe-sootnoshenye-rabota--ot....


с. 92 – 96

Экологическая ответственность бизнеса и открытая отчетность как факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на рынке

Е.Е. Галкина, к.э.н., Московский авиационный институт (НИУ); Москва
e-mail: mai503@yandex.ru
 
М.И. Дайнов, к.т.н., профессор, Московский авиационный институт (НИУ); Москва
 
Л.И. Малько, к.т.н., доцент, Московский авиационный институт (НИУ); Москва
 
Современное общество оценивает качество продукции по многим показателям, одним из которых в условиях экологического кризиса является негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое в процессе производства продукции. Таким образом, экологическая ответственность предприятия становится фактором, который подлежит внимательной оценке со стороны инвесторов, партнеров, потребителей, общественности. Повысить свою экологическую эффективность предприятие может, внедрив в систему менеджмента стандарты ISO по экологическому менеджменту, менеджменту энергоэффективности, менеджменту социальной ответственности. Международная организация Global Reporting Initiative предлагает предприятиям информировать о своей экологической эффективности с помощью структурированных отчетов GRI. Представление таких отчетов сегодня становится элементом маркетинга продукции предприятия на рынке.
 
Ключевые слова: загрязнение окружающей среды, требования общества, экологическая ответственность производителя, социальная ответственность, стандарты ISO на системы менеджмента, открытая отчетность по стандартам GRI.
 
Литература
1. ISO 9001:2015 Quality management systems. Requirements. ISO, 2015.
2. ИСО 8402:1994 (E/F/R). Качество. Словарь// В сб. «ИСО 9000. Международные стандарты», 1995. – Т. 2.
3. Плущевский М.Б. Око земное – образ стандартософии как науки наук XX века // Стандарты и качество. ‒ 1993. ‒ № 3. ‒ С. 45.
4. Плущевский М.Б. В защиту и в развитие стандартософии // Стандарты и качество. – 1996. – № 8. – С. 19.
5. Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, 25.09.2015, 44 с., [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/ga/70/docs/70res_nocte.shtml.
6. ISO 14001:2015 Environmental management systems - Requirements with guidance for use, ISO, 2015.
7. ISO 14004:2015 Environmental management systems – General guidelines on implementation.
8. ISO 50001:2011 Energy management systems. Requirements with guidance for use, ISO, 2011.
9. ISO 50002:2014 Energy audits. Requirements with guidance for use, ISO, 2014.
10. ISO 26000:2010 Guidance on social responsibility, ISO, 2010.
11. IWA 26: 2017 Using ISO 26000:2010, ISO, 2017.
12. Руководство по отчетности в области устойчивого развития G4 [Электронный ресурс] https://www.globalreporting.org/resourcelibrary/Russian-G4-Part-One.pdf.
13. Sustainability Topics for Sectors: What do stakeholders want to know? [Электронный ресурс] https://www.globalreporting.org/resourcelibrary/sustainability-topics.pdf.
14. Галкина Е.Е., Малько Е.В. Представление открытой отчетности – элемент конкурентной концепции стратегического маркетинга / Вестник Московского авиационного института. 2008. Том 15, С. 45–49.