"Качество и жизнь" № 3(19) 2018

Системно-интегральная методология при исследовании принципов бизнес-моделирования низкобюджетных авиакомпаний

В.П. Горбунов, советник по стратегическому развитию Авиакомпании «N8»; Москва
e-mail: vlad.gorbunov@bk.ru
 
На основе анализа деятельности ведущих мировых низкобюджетных авиакомпаний разработана классификация методов бизнес-моделирования с выделением базовой (архетипической) модели как сравнительно простой, а также группы усложненных моделей: экономико-географическая, гибридная, перевозчик в перевозчике, прогнозная модель и модели развития. Показано, что задача обеспечения устойчивости на конкурентном рынке, решаемая низкобюджетными авиакомпаниями за счет ценового разрыва стоимости перевозки в сравнении с традиционными авиакомпаниями, требует системной организации подсистем: бизнес, моделирование бизнеса и методология моделирования бизнеса.
 
Ключевые слова: бизнес-моделирование, низкобюджетные авиакомпании, системно-интегральная методология.
 
Литература
1. Горбунов В.П. Принципы и методология бизнес-моделирования// Качество и Жизнь. – 2018. – № 2. – С. 28–35.
2. Rui Marques. The Future of Airline Business Models: Which Will Win? Luis Guido Carlo. University. June, 2015.
3. Rosenstein David E., «The Changing Low-Cost Airline Model: An Analysis of Spirit Airlines». Aviation Technology Graduate Student Publications. 2013. Paper
19. http://docs.lib.purdue.edu/atgrads/19.4. Maik Huettinger, Benas Adomavičius. A Framework for Assessing the Low-Fare Model in the Airline Industry. Ekonomika, 2011. Vol. 90 (1).
5. Rohafiz Sabar. An Evaluation of the Provision of Terminal Facilities for the Design of Low Cost Air port Terminals. Cransfield University. January 2009.
6. Wang, Tsui, Liang and Fu Traffic volume changes; Route entry; Low-cost carriers; Hong Kong Institute Of Transport And Logistics Studies. January 2016.
7. Эббес П. Инструментальные переменные и эндогенность: нетехнический обзор // Квантиль. – № 2. – 2007.
8. Oriol Lordan. Study of the Full-Service and Low-Cost Carriers Network Configuration. Journal of Industrial Engineering and Management – http://dx.doi.org/10.3926/jiem.1191.
9. Randall Whyte, Gui Lohmann. The carrier-within-a-carrier strategy: An analysis of Jetstar. Journal of Air Transport Management, № 42, 2015. pp. 141–148.
10. Кузьмин С.С. Инкрементализм как стратегический ответ на неопределенность внешней среды// Вопросы экономики и права. – 2015. – № 3.
11. Andrija Vidović, Igor Štimac, Damir Vince. Development of Business Models of Low-Cost Airlines. International Journal for Traffic and Transport Engineering, 2013, 3(1): pp. 69–81.
12. Md Atiqur Rahman Sarker, Chowdhury Golam Hossan and Laila Zaman. Sustainability and Growth of Low Cost Airlines: An Industry Analysis in Global Perspective. American Journal of Business and Management. Vol. 1, No. 3, 2012, pp. 162–171.
13. The Barrier and Solution of the Development of Low-cost Air Transportation http://www.icao.int/meetings/regional-symposia/lcc-china2013/documents/p....
14. Thomas C. Sorensen. An analysis of the European low fare airline industry – with focus on Ryanair. Aarhus School of Business September 13, 2005. http://pure.au.dk/portal/files/2049/000139957-139957.pdf.
15. Lohmann G., Koo, T.T.R., 2013. The airline business model spectrum. J. Air Transport Management. № 31, pp. 7–9.
16. Mason K. J., Morrison, W. G., 2008. Towards a means of consistently comparing airline business mod els with an application to the ‘low cost’ airline sector. Research in Transportation Economics 24, pp. 75–84.
17. Igor Štimac, Damir Vince, Andrija Vidović. Effect of Economic Crisis on the Changes of Low-Cost Carriers Business Models.
18. Rosário Macário, José M. Viegas, Vasco Reis. Impact of Low Cost Operation in the Development of Airports and Local Economies.
19. Xavier Fageda, Pere Suau-Sanchez, Keith J. Mason. The evolving low-cost business model: Network implications of fare bundling and connecting flights in Europe. Journal of Air Transport Management. № 42, 2015. pp. 289–296.
20. Горбунов В.П. Анализ перспектив развития низкобюджетных авиакомпаний в современных условиях российской авиатранспортной системы // Качество и Жизнь. – 2018. – № 1. – С. 60–65.
21. Горбунов В.П. Дальне-магистральные перевозки – перспективная бизнес-модель низкобюджетных авиакомпаний // Авиасоюз. – 2016. – № 6. – С. 18–19.
22. Горбунов В.П. «Нордавиа»: взгляд в будущее // Авиасоюз. –2016. –№ 3/4. –С. 38–40.