"Качество и жизнь" № 3(19) 2018



Тема номера: 
Стратегия качества


Дата выхода номера: 
26.09.2018

Только зарегистрированный пользователь может получить доспуп к электронной версии журнала

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

 
с. 3–7

Новые подходы к формированию модели качества

Б.В. Бойцов, д.т.н., профессор, научный руководитель кафедры 104 «Технологическое проектирование и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ); Москва

Г.С. Жетесова, д.т.н., профессор, проректор по стратегическому развитию Карагандинского государственного технического университета; Республика Казахстан, г. Караганда
e-mail: zhetesova@mail.ru

А. Ахметжанова, магистр техники и технологии; Москва
 
В статье рассматриваются исторические аспекты трансформации университетов из образовательных и научно-исследовательских учреждений в структуры новой формации, реализующие широкий спектр функций и обладающие существенным конкурентным преимуществом в условиях тесного взаимодействия с бизнесом и государственными структурами, что позволяет обеспечить формирование инновационной сбалансированной модели ESM на основе коллективной ответственности.
 



с. 7–12 

Проектирование образовательных программ на основе Национальной рамки квалификации и профессиональных стандартов

Б.В. Бойцов, д.т.н., профессор, научный руководитель кафедры 104 «Технологическое проектирование и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ); Москва
 
Г.С. Жетесова, д.т.н., профессор, проректор по стратегическому развитию Карагандинского государственного технического университета; Республика Казахстан, г. Караганда
e-mail: zhetesova@mail.ru

 
Г.М. Смирнова, к.пед.н., доцент, директор Центра инженерной педагогики Карагандинского государственного технического университета; Республика Казахстан, г. Караганда
 
В.В. Готтинг, к.пед.н., доцент, заведующий кафедрой «Профессиональное образование и педагогика» Карагандинского государственного технического университета; Республика Казахстан, г. Караганда
 
В статье отражены особенности применения компетентностного похода при проектировании образовательных программ высшего образования с учетом требований рынка труда с целью повышения качества образования и конкурентоспособности выпускников.
 
 
с. 13–15 

Исследование свойств не транзитивных включений в результатах экспертных измерений

И.Ф. Шишкин, Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева; Санкт-Петербург
 
Д.Н. Хамханова, Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления; г. Улан-Удэ
e-mail: darima-1956@yandex.ru
 
С.М. Шарапова, Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления; г. Улан-Удэ

В статье рассматриваются свойства нетранзитивных включений, появляющихся как в результатах попарного сравнения объектов экспертиз, так и в результатах ранжирования при определении весовых коэффициентов показателей качества продукции и услуг.
 



с. 16–24

Улучшение процесса испытаний на герметичность современными методами управления качеством

М.В. Высоцкая, аспирант института авиационной техники Самарского национального
исследовательского университета им. ак. С.П. Королева; г. Самара

e-mail: Manya_93@mail.ru
 
Д.В. Хрящева, студент магистратуры института авиационной техники Самарского национального исследовательского университета им. ак. С.П. Королева; г. Самара
 

С.И. Орлова, студент магистратуры института авиационной техники Самарского национального исследовательского университета им. ак. С.П. Королева; г. Самара
 
В.Н. Цыман, студент магистратуры института авиационной техники Самарского национального исследовательского университета им. ак. С.П. Королева; г. Самара
 
И.В. Русских, инженер по качеству АО «Самарская Кабельная Компания»; г. Самара
 
М.А. Шуршев, заместитель начальника цеха АО РКЦ «Прогресс»; г. Самара
 
Сертификация – одна из эффективных форм обеспечения качества и повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. При сертификации системы менеджмента качества весомым преимуществом в конкурентной борьбе являются методы и подходы (QFD, FMEA, MSA, робастное проектирование), обеспечивающие еще на этапе разработки технологии изготовления устойчивость изделий к воздействующим факторам. Появляется возможность применения таких методов при испытаниях и сертификациипродукции, отвечающей требованиям и ожиданиям потребителей с оптимальным сочетанием характеристик продукции и издержек на ее изготовление и испытание. В статье рассмотрены инструменты улучшения качества процесса испытания на герметичность шланга системы жизнеобеспечения изделия 12КСМ.
 

с. 25–27

Установка для исследования процесса резания угля в режимах с постоянной скоростью резания и с постоянным силовым воздействием

И.Д. Клюшник, аспирант Санкт-Петербургского горного университета; Санкт-Петербург
e-mail: ivanklushnik@mail.ru
 
В.А. Ярмоленко, аспирант Санкт-Петербургского горного университета; Санкт-Петербург
 
При подземной добыче угля в очистных забоях в основном используются механизированные струговые комплексы и очистные комбайны. До сих пор одними из главных вопросов, возникающих при добыче угля этими горными машинами, является задача увеличения производительности очистных комплексов, а также проблема минимизации затрат на добычу (снижение энергоемкости). Увеличение производительности комбайнов достигается не только за счет повышения энерговооруженности рабочих механизмов и конструктивных решений по исполнительным органам, но и путем оптимизации режима работы выемочной машины, в условиях переменной прочности разрушаемого массива. В виду сложности и многофакторности зависимости процесса резания от структуры и прочностных свойств массива, от режима резания и параметров резца, а также неравномерного распределения усилий на резце используется экспериментальный метод исследования резания угля. Исследование резания на полноразмерном стенде дает возможность понимать, как распределяются нагрузки в системе резец-порода в реальном времени, что также позволяет оптимизировать режим работы, с учетом изменяющейся прочности породы.
 

с. 28–33

Эвристический алгоритм распределения ресурсов для циклических сетевых моделей

И.П. Абросимов, преподаватель ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»; г. Воронеж
 
В.Е. Белоусов, к.т.н., доцент, зав. кафедрой ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»; г. Воронеж
e-mail: belousov@vgasu.vrn.ru
 
И.В. Поцебнева, к.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»; г. Воронеж
 
В статье рассматривается эвристический алгоритм распределения ресурсов для циклических сетевых моделей гибридных систем автоматизированных производств, который позволяет получить опорный план организации производства сложных изделий, доставляющий точный минимум целевой функции. При нехватке ресурса алгоритм его распределения обеспечивает выполнение работ с имеющимся в наличии, при этом события фронта работ упорядочиваются по убыванию в порядке значимости изделий.
 

с. 33–39

Применение риск-ориентированного подхода в производстве железобетонных изделий

О.Е. Смирнова, к.т.н., доцент кафедры строительных материалов, стандартизации и сертификации НГАСУ (Сибстрин); г. Новосибирск
e-mail: smirnova.olj@yandex.ru
 
Н.С. Бобров, магистрант НГАСУ (Сибстрин); г. Новосибирск
 
В статье рассматривается возможность применения риск-ориентированного подхода для управления качеством в производстве железобетонных изделий в связи с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Для этого, учитывая специфику сферы производства строительных материалов, проводится обзор наиболее практически применимых методов управления рисками, а также подробно рассматривается применение одного из них – метода HAZOP-анализа.
 

с. 40–44

Методические аспекты разработки обзора качества лекарственных препаратов в соответствии с требованиями GMP

А.А. Спиридонова, к.э.н., доцент кафедры «Метрология и стандартизация» «МИРЭА – Российского технологического университета; Москва
e-mail: al.spiridonova@gmail.com
 
Е.Г. Хомутова, к.х.н., доцент, профессор кафедры «Метрология и стандартизация» «МИРЭА – Российского технологического университета»; Москва
 
В статье приведены методические положения по составлению обзора качества лекарственных препаратов как документа системы менеджмента качества фармацевтического предприятия. Уделяется особое внимание стадии планирования, приводятся детальный анализ существующих требований и методические рекомендации для каждого раздела обзора качества с целью адаптации и лучшего понимания требований GMP производителями лекарственных средств.
 
 

АВИАЦИЯ

с. 45–52

Системно-интегральная методология при исследовании принципов бизнес-моделирования низкобюджетных авиакомпаний

В.П. Горбунов, советник по стратегическому развитию Авиакомпании «N8»; Москва
e-mail: vlad.gorbunov@bk.ru
 
На основе анализа деятельности ведущих мировых низкобюджетных авиакомпаний разработана классификация методов бизнес-моделирования с выделением базовой (архетипической) модели как сравнительно простой, а также группы усложненных моделей: экономико-географическая, гибридная, перевозчик в перевозчике, прогнозная модель и модели развития. Показано, что задача обеспечения устойчивости на конкурентном рынке, решаемая низкобюджетными авиакомпаниями за счет ценового разрыва стоимости перевозки в сравнении с традиционными авиакомпаниями, требует системной организации подсистем: бизнес, моделирование бизнеса и методология моделирования бизнеса.
 


 
с. 52–60

Особенности качественного управления процессом разделения летательных аппаратовсинергетический подход

О.Д. Крееренко, к.т.н., доцент, кафедра 109Б Московского авиационного института (НИУ); Ростовская область, г. Таганрог
e-mail: olgadmk@yandex.ru
 
Е.С. Крееренко, Южный Федеральный Университет; Ростовская область, г. Таганрог
 
В статье представлен синтез стратегий управления процессом разделения ступеней авиационно-космического комплекса (АКК) с верхним расположением разгонного блока (РБ) на самолете-носителе (СН) при одновременном разрыве всех связей между ними. Рассмотрены вопросы повышения качества процесса управления АКК на этапе разделения ступеней посредством применения синергетических методов управления. Разработаны математические модели РБ и СН с учетом силового и аэродинамического взаимодействия между ними. Получены выражения, определяющие зависимость сил и моментов сил реакций в узлах связи от аэродинамических и массово-инерционных характеристик РБ и СН. Показано, что учет естественных свойствобъектов позволяет получить системы управления, обеспечивающие качественное безударное разделение летательных аппаратов, а также создание для разгонного блока условий, позволяющих ему совершать автономный полет после разделения с набором высоты.
 
 

АВТОТРАНСПОРТ

с. 61–64 

Социально-экономические последствия аварийности на автомобильных дорогах в Российской Федерации

Е.С. Демахина, студент направления «Технология транспортных процессов», ДВФУ; г. Владивосток
 
Н.С. Поготовкина, доцент кафедры транспортных машин и транспортно-технологических процессов, ДВФУ; г. Владивосток
e-mail: pogotovkina.ns@dvfu.ru
 
Е.А. Никитин, студент направления «Технология транспортных процессов», ВГУЭС, г. Владивосток
 
В.А. Пархоменко, студент направления «Технология транспортных процессов», ВГУЭС, г. Владивосток
 
Несмотря на существенное снижение в последние годы показателей аварийности на автомобильных дорогах, проблема безопасности дорожного движения в нашей стране стоит очень остро. Показатель социального риска в Российской Федерации в 2017 г. составил 13 погибших на 100 тысяч населения, что значительно выше, чем во многих странах Европы. Ежегодные экономические потери вследствие дорожно-транспортных происшествий наносят огромный ущерб экономике страны и составляют, по оценкам специалистов, около 2% валового внутреннего продукта. В статье приведены результаты расчета экономического ущерба в результате гибели и ранения людей.
 

с. 65–69

Исследование эксплуатационной надежности автомобилей при замене параметра сдвига распределения ресурса деталей закона Вейбулла

В.Е. Касьянов, д.т.н., профессор кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
Е.Е. Косенко, к.т.н., доцент кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
e-mail: a123lok@mail.ru
 
В.В. Косенко, к.т.н., доцент кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
А.А. Котесова, к.т.н., доцент кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
Р.В. Хван, аспирант Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
В статье проведен анализ результатов расчета прочности и усталостного ресурса деталей машин при замене параметра сдвига распределения Вейбулла на первое значение вариационного ряда совокупности конечного объема. Графическим методом определены значения параметров распределения закона Вейбулла для совокупности. Получены значения сдвига при размахе R=1,3 для твердости и при размахе R=50 для ресурса. В результате проведенных исследований установлена необходимость их учета в расчетах усталостного ресурса деталей машин.
 

с. 69–73

Влияние генеральных совокупностей конечного объема на эксплуатационную надежность автомобилей при единичном и серийном производствах

В.Е. Касьянов, д.т.н., профессор кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
Е.Е. Косенко, к.т.н., доцент кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
e-mail: a123lok@mail.ru
 
В.В. Косенко, к.т.н., доцент кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
А.А. Котесова, к.т.н., доцент кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
Р.В. Хван, аспирант Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
Авторами статьи приводятся результаты исследования твердости различных марок сталей с целью определения пределов выносливости по корреляционным зависимостям. Результаты полученных исследований использованы для определения ресурса деталей с использованием графического метода перехода от выборки к совокупности. Рассмотрена связь единичного и серийного производства через однородность выборочной статистики.
 

с. 74–78

Виды сварки, применяемые при соединении элементов кузовов автомобилей

В.М. Мещеряков, к.т.н., профессор кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
И.В. Топилин, к.т.н., доцент кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
Е.Е. Косенко, к.т.н., доцент кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
e-mail: a123lok@mail.ru
 
В.В. Косенко, к.т.н., доцент кафедры «Автотранспортные, строительные и дорожные средства» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
Ф.С. Копылов, студент Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
В статье рассмотрены особенности сварки элементов кузовов автомобилей с применением высококонцентрированных источников энергии. Проведен ориентировочный расчет полей распределения теплоты при использовании лазерной сварки. Приведены изотермы зон термического влияния. Рассмотрены достоинства и недостатки лазерной сварки в сравнении с точечной контактной сваркой. Детально рассмотрены процессы, проходящие в зоне сварного шва при использовании лазерной сварки.
 
 
с. 79-81

Формирование технико-эксплуатационных показателей ведомственного парка специальных транспортных средств

А.В. Подзоров, ФСИН России; Москва
e-mail: a.v.podzorov@mail.ru
 
Специальный подвижной состав (ПС) автомобильного транспорта (АТ) не перевозит пассажиров и грузы, а предназначен для доставки к месту работы оборудования, которое установлено на его шасси. Целью исследования является разработка системы технико-эксплуатационных показателей (ТЭП) для специальных автомобилей. Для оценки эффективности работы специального ПС можно использовать некоторые показатели, применяемые в машиностроении. Сформулированы ТЭП для специального ПС ведомственного АТ. Предложенные ТЭП могут быть использованы для оценки и повышения эффективности управления с целью экономии расходов и бюджетных средств.
 
 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ

с. 82–87

Опыт анестезиологического обеспечения пострадавших на догоспитальном этапе
На примере работы бригад службы экстренной (скорой) медицинской помощи и медицины катастроф 

Д.С. Пархомчук, директор ГУ «Луганский республиканский Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф»; г. Луганск
e-mail: demian_81@mail.ru
 
В статье представлен опыт Луганского Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф в анестезиологическом обеспечении пострадавших с тяжелыми комбинированными повреждениями при несчастных случаях (минно-взрывные ранения, травмы, дорожно-транспортные происшествия и т.д.) на догоспитальном этапе. 


 
с. 88 – 92

Условия труда официанта

Т.Ю. Лустгартен, к.т.н., Костромской государственный университет; г. Кострома
e-mail: tlustgarten@yandex.ru
 
Представлены результаты исследований условий труда официанта. В результате проведенного хронометража идентифицированы опасные и вредные производственные факторы и время их воздействия на официанта, а также результаты инструментальных измерений уровней факторов. Проведены гигиеническая оценка условий труда и анализ спецодежды официанта. Даны рекомендации для подбора новой спецодежды в соответствии с требованиями стандартов и классом ресторана. Исследованы условия труда студента по фактору «напряженность труда» (учебного процесса). Проведен сравнительный анализ напряженности труда официанта и студента. Даны рекомендации по улучшению условий труда официанта и режиму труда и отдыха для сохранения здоровья работающих.
 

с. 92 – 96

Экологическая ответственность бизнеса и открытая отчетность как факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на рынке

Е.Е. Галкина, к.э.н., Московский авиационный институт (НИУ); Москва
e-mail: mai503@yandex.ru
 
М.И. Дайнов, к.т.н., профессор, Московский авиационный институт (НИУ); Москва
 
Л.И. Малько, к.т.н., доцент, Московский авиационный институт (НИУ); Москва
 
Современное общество оценивает качество продукции по многим показателям, одним из которых в условиях экологического кризиса является негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое в процессе производства продукции. Таким образом, экологическая ответственность предприятия становится фактором, который подлежит внимательной оценке со стороны инвесторов, партнеров, потребителей, общественности. Повысить свою экологическую эффективность предприятие может, внедрив в систему менеджмента стандарты ISO по экологическому менеджменту, менеджменту энергоэффективности, менеджменту социальной ответственности. Международная организация Global Reporting Initiative предлагает предприятиям информировать о своей экологической эффективности с помощью структурированных отчетов GRI. Представление таких отчетов сегодня становится элементом маркетинга продукции предприятия на рынке.