"Качество и жизнь" № 4(16) 2017



Тема номера: 
В.В. Бойцову посвящается


Дата выхода номера: 
15.12.2017

Только зарегистрированный пользователь может получить доспуп к электронной версии журнала

В.В. БОЙЦОВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ

С. 4-5

110 лет. Память о человеке, сформировавшем уважение к стандарту

А.В. Абрамов, Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
 
С. 6-7

БОЙЦОВ. К 110-летию Василия Васильевича Бойцова, Председателя Госстандарта СССР в период с 1963 по 1985 год

В.Н. Бас, д.э.н., Генеральный директор ФБУ «Ростест-Москва», президент Моcковского регионального отделения «Инновации и качество жизни» Академии проблем качества
 
С. 8-9

Мы люди одной общей идеи

В.В. Окрепилов, академик РАН, президент Метрологической академии, президент ООО «Тест-С.-Петербург», почетный гражданин Санкт-Петербурга


 

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

С. 10-12

Повышение качества жизни населения выведет Россию в мировые лидеры

М.Л. Рахманов, д.т.н., профессор кафедры 104 «Технологическое проектирование и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ), действ. член Академии проблем качества; Москва
e-mail: domrml@yandex.ru

 
Статья затрагивает вопросы использования тепловых насосных установок (ТНУ) для теплоснабжения населения, особенно в отдаленных районах РФ, что будет способствовать повышению комфортности жилья, улучшения качества жизни и экологической обстановке. 



УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

С. 13-17

Обеспечение единства и согласованности информации как инструмент управления качеством

И.М. Артамонов, ассистент кафедры «Технологическое проектирование и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ); Москва
e-mail: art@mai.ru
Ю.И. Денискин, д.т.н., профессор, кафедра «Перспективные материалы и технологии аэрокосмического назначения» Московского авиационного института (НИУ); Москва
А.Р. Денискина, к.т.н., доцент, кафедра «Технологическое проектирование и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ); Москва
 
Высокая сложность современных систем менеджмента качества приводит к необходимости использования новых инструментов для их поддержания и непрерывного совершенствования. В статье анализируются такие свойства процессов управления качеством, как единство и сопоставимость их входной и выходной информации. Сделан вывод о возможности их использования для улучшения СМК в рамках нового инструмента управления качеством. Предложены метрики и основные свойства, которым должен отвечать этот инструмент. 



С. 18-22

Организация менеджмента знаний на предприятии

В.В. Мирошников, д.т.н., профессор кафедры «Управление качеством, стандартизация и метрология» Брянского государственного технического университета, действ. член Академии проблем качества; г. Брянск
e-mail: v.v.miroshnikov@mail.ru
Н.М. Борбаць, к.т.н., доцент, начальник отдела мониторинга и анализа показателей процессов работы вуза управления качеством образования в вузе Брянского государственного технического университета; г. Брянск
Г.В. Ефимова, к.т.н., доцент кафедры «Управление качеством, стандартизация и метрология» Брянского государственного технического университета; г. Брянск
 
В статье рассматривается проблема реализации на предприятиях менеджмента знания, являющегося новым концептуальным требование международного стандарта ISO 9001 версии 2015 года. Приводится описание трёх методических подходов к решению данной проблемы: концептуального, процессного и системного. 


 

ТРАНСПОРТ. ПРОИЗВОДСТВО, УПРАВЛЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ

С. 23-25

Перспективные направления развития системы управления самолетом

С.Е. Постников, инженер 1й категории НИО-101 Московского авиационного института (НИУ); Москва
e-mail: postnikov.sergey007@yandex.ru
А.А. Трофимов, инженер НИО-101 Московского авиационного института (НИУ); Москва
 
Разработка систем управления перспективных самолетов является сложным и многоитерационным процессом, требующим обеспечения высокого качества проектирования и производства. Только качественный подход к процессам проектирования позволяет обеспечить разработку системы управления с должным уровнем надежности и отказобезопасности. В связи с ужесточением требований авиационных властей к современным самолетам в целом и системам их управления в частности, а так же повышения конкурентных преимуществ разрабатываемой техники проектирование бортовых систем необходимо осуществлять с применением передовых технологий. Статья посвящена обзору передовых конструкторских решений при проектировании системы управления перспективных самолетов и оценке эффективности их применения.


 
С. 26-32

Влияние уровня давления нагнетания на тепловые потери в гидросистеме летательных аппаратов

А.А. Волков, к.т.н., доцент кафедры «Системы оборудования летательных аппаратов» Московского авиационного института (НИУ); Москва
e-mail: aleksey.alekseevich.volkov@gmail.com
В.Ю. Мищенко, старший преподаватель кафедры «Системы оборудования летательных аппаратов» Московского авиационного института (НИУ); Москва
В.А. Ионов, аспирант кафедры «Системы оборудования летательных аппаратов» Московского авиационного института (НИУ); Москва
 
Статья посвящена разработке и анализу математической модели теплового состояния локальной гидросистемы пассажирского самолета в зависимости от величины давления нагнетания. Уровень давления нагнетания пропорционален величине статической нагрузки на наиболее нагруженном исполнительном механизме. 


 
С. 32-36

Идентификация силы тяги при изменении режима работы двигателей в летных испытаниях

С.Ю. Приходько, аспирант кафедры101 «Проектирование самолетов» Московского авиационного института (НИУ); Москва
e-mail: prihodko-stanislav@mail.ru
 
Предлагается новый подход к решению некорректной задачи раздельного оценивания тяги двигателей воздушного судна и сил аэродинамического сопротивления в эксплуатационной области режимов полета. Это достигается путем отказа от идентификации абсолютного значения тяги и перехода к идентификации приращений тяги посредством выполнения специально разработанного тестового маневра, обеспечивающего примерное постоянство параметров полета таких, как скорость, угол атаки и высота, существенно изменяющейся характеристикой является режим работы двигателей. Следовательно, одновременно с приращением эффективной тяги не требуется оценивать силу аэродинамического сопротивления. 



С. 37-40

Особенности качественного проектирования горизонтального оперения с учетом работающих высокорасположенных турбореактивных двигателей

Ю.А. Оголев, старший преподаватель кафедры 109Б Московского авиационного института (НИУ); Москва
Е.В. Чурочкина, ассистент кафедры 109Б Московского авиационного института (НИУ); Москва
e-mail: churochkina@beriev.com
 
В статье представлена оценка влияния высокорасположенных турбореактивных двигателей на качественные характеристики продольной устойчивости и управляемости самолета, обеспечиваемые горизонтальным оперением. Высоко расположенные работающие турбореактивные двигатели влияют как на предельно-переднюю, так и на предельно-заднюю центровки самолета, т.е. потребный коэффициент статического момента Аго выбирается с учетом их влияния на продольную устойчивость и управляемость самолета, что позволяет довольно достоверно и качественно выбрать размеры и взаимную схему расположения ГО и ВО на ранних стадиях проектирования самолета. Предложенная методика была разработана на основе исследований аэродинамических характеристик самолетов А-40 и Бе-200, полученных при проведении испытаний моделей в аэродинамических трубах и по результатам летных испытаний, проводимых ТАНТК им. Г.М. Бериева. 



С. 41-42

Об актуализации профессиональных стандартов в автомобилестроении

И.А. Коровкин, к.э.н., исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России»; Москва
e-mail: kiaoar1@mail.ru
А.М. Серёженкин, заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении; Москва
 
Статья посвящена вопросам разработки и применения профессиональных стандартов в автомобилестроении Российской Федерации. 


 

ЭКОЛОГИЯ

С. 43-49

Экологическая политика в условиях глобализации

Л.В. Егорова, к.полит.н., ИК РОС «Экосоциология», член-корр. РЭА; Москва
e-mail: egorovalv08@mail.ru
 
Национальные экологические интересы и ценности уникальны для каждой страны, отличают любую нацию, воспитывают чувство патриотизма и национальной гордости, определяют жизнеспособность и самодостаточность страны, а также обогащают социальную сферу духовно-эстетической силой природы, формируют традиции, уклад жизни, мировоззрение. Они – основа формирования системы национальных интересов в целом и подлежат защите от угроз глобализации всей совокупной мощью государства. 


 
С. 50-57

Исследование аэродинамического шума производимого малой ветроэнергетической установкой в условиях рысканья

Н.А. Афанасьева, аспирант Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
e-mail: nadezda.a.afanasyeva@gmail.com
В.В. Дудник, д.т.н., профессор кафедры безопасности технологических процессов и производств Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
С целью исследования аэроакустического качества малых ветроэнергетических установок с горизонтальной осью вращения, была поставлена задача прогноза с оптимальной точностью уровня и спектра шума. Рассмотрен шум турбулентного пограничного слоя как основной источник. Уровень звукового давления и спектр шума рассчитаны посредством классической, полуэмпирической модели ВРМ. Рассмотрено ухудшение аэродинамического качества ветроколеса в условиях наличия угла косой обдувки (ошибки рысканья), а также градиентов скорости вблизи мачты и в приземном слое. Результаты аэроакустических расчетов, показали фундаментальное значение локальных углов атаки для спектра шума. Уровень звукового давления находится в прямой зависимости от локальной скорости притекания, возрастая по мере удаленности участка лопасти от оси ее вращения. Спектр шума на локальным радиусе 0,185 м (при полном радиусе лопасти 1 м), с максимальными углом атаки 13,5° и скоростью притекания 6,26 м/с (в верхнем положении лопасти), сосредоточен в диапазоне относительно низких частот от 16 Гц до 700 Гц. В тоже время, на радиусе 0,875 м, угол атаки равен 4,63°, скорость притекания – 27,58 м/с, а спектр шума сосредоточен в широкополосном частотном диапазоне от 1,74 кГц до 20 кГц. Суммарный уровень звукового давления на радиусе 0,875 м составил 78,5 дБл. 


 
С. 58-61

Экологообусловленные заболевания и возможные пути их преодоления

Ю.В. Цыплухина, к.х.н., доцент кафедры «Управление повседневной деятельностью подразделений» Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»; г. Воронеж
e-mail: ulia80@yandex.ru
Н.В. Бельских, к.х.н., доцент, доцент кафедры «Эксплуатация авиационного оборудования» Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»; г. Воронеж
Е.А. Скрыпникова, к.х.н., доцент, доцент кафедры «Эксплуатация авиационного оборудования» Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»; г. Воронеж
 
Основными критериями экологического благополучия территорий являются качество жизни человека и уровень его здоровья. Именно категория здоровья рассматривается в настоящее время как индикатор соответствия экологических характеристик и научно-технического прогресса. В статье на материалах статистики и государственных документов рассмотрено влияние антропогенного загрязнения окружающей среды на формирование здоровья населения. Предложены мероприятия позволяющие снизить риск экологообусловленных заболеваний населения крупных промышленных городов. 



С. 62-66

О влиянии антропогенного метаболизма на окружающую среду

Е.Ю. Дорохина, д.э.н., профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; Москва
С.Г. Харченко, д.физ.-мат. наук, профессор Российского университета дружбы народов, РАНХиГС при Президенте РФ; Москва
e-mail: Kharchenko.SG@rea.ru
 
В работе рассматриваются проблемы влияния человеческой деятельности на окружающую среду. Показано, что влияние антропосферы на экосферу представляет собой многомерный феномен, управление которым требует комплексного инструментария. Антропогенное влияние на окружающую среду предлагается разделить на три укрупненных группы: избыточное потребление возобновимых и невозобновимых ресурсов; перегрузка природного ландшафта; изъятие площадей в интересах человеческой деятельности. Подробно анализируются такие последствия человеческой деятельности как снижение доступности ресурсов, деградация экосистем, проявляющаяся в сокращении их многообразия. Особое внимание уделено воздействию глобализации. В качестве стратегического решения, нивелирующего последствия антропогенного метаболизма, предлагается формирование промышленной экологии, т.е. переход к хозяйствованию, использующему природоподобные технологии. Ключевые слова: окружающая среда, антропогенная деятельность, промышленная экология, природоподобные технологии. 


 
С. 67-70

Изучение качественных характеристик почв и разработка способа повышения их плодородия

В.В. Киреева, д.б.н, профессор кафедры «Производственная безопасность» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
e-mail: valeriakireeva@gmail.com
Т.Г. Рассказова, аспирант кафедры «Производственная безопасность» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
В работе изучены процессы истощения и деградации пахотных земель и их влияние на качество жизни человека. Приведены результаты разработки способа приготовления органического удобрения для повышения качественных характеристик почвы с целью снижения ее истощения.


 
С. 71-77

Мусорный кризис Москвы и московской области

Р.Г. Мелконян, д.т.н., профессор кафедры «Безопасность и экология горного производства» Горного института НИТУ МИСиС; Москва
e-mail: mrg-kanazit@mail.ru

В данной статье рассмотрены проблемы утилизации ТБО в Москве и Московской области. Показано, что количество ТБО на территории мегаполиса растет и площадь свалок все врем увеличивается. Состав ТБО, содержащий различные виды мусора, оказываясь в естественной среде, без переработки, очень долго разлагается, при этом, как правило загрязняют воздух, воду и почву токсичными веществами. Анализ ситуации с ТБО в мегаполисе показывает, что на 1 человека в Москве производится мусора в 3 раза больше, чем в других городах России. Экспертами подсчитано. что ежегодно прирост бытовых отходов в столице составляет 2,5%. Это означает, что количество мусора удваивается каждые 40 лет. Показано также, что из всего объема ТБО только 10% подвергаются промышленной переработке на городских объектах, 62% вывозится на подмосковные полигоны, а 24% подвергаются уплотнению на мусороперегрузочных станциях. На сегодняшний день на территории столицы действуют три действующих мусоросжигательных завода, способных перерабатывать около 1 млн. тонн отходов в год. 


МЕДИЦИНА

С. 78-82

Система проточной лазерной диагностики жидкостей при генерации оптоакустического сигнала на рассеивателях сферической формы

Д.А. Кравчук, доцент кафедры электрогидроакустической и медицинской техники Южного федерального университета ИНЭП; г. Ростов-на-Дону
e-mail: denik545@ya.ru
 
Разработана лабораторная установка для проведения экспериментальных исследований оптоакустического эффекта в неподвижных и движущихся жидких средах. Разработана теория возбуждения оптоакустического сигнала на рассеивателях сферической формы. Разработан алгоритм методики проведения проточной диагностики жидкости. 



С. 82-84

О методе моделирования оптоакустических сигналов от источников сферической формы на примере эритроцитов

Д.А. Кравчук, доцент кафедры электрогидроакустической и медицинской техники Южного федерального университета ИНЭП; г. Ростов-на-Дону
e-mail: denik545@ya.ru
 
Разработана теория возбуждения оптоакустического сигнала на рассеивателях сферической формы, для моделирования агрегированных и не агрегированных эритроцитов. Исследование агрегации эритроцитов необходимо для установления количества агрегатов, т.к. гиперагрегация является патологией. 


 С. 85-88

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Вопросы реализации глобальных тенденций в информационных технологиях как фактора качества жизни

Ю.В. Доронина, д.т.н., профессор кафедры «Информационные системы» Севастопольского государственного университета; г. Севастополь
e-mail: juvado@yandex.ru
 
В статье рассматриваются информационные аспекты, связанные с глобализацией. Несмотря на ее неизбежность и повсеместность, определены причины, влияющие на снижение уровня качества жизни человека в связи с процессами глобализации. Отмечено, что всеобщая сетизация ведет к накоплению информационного мусора и, наряду с проблемами информационного загрязнения, – вплоть до информационной агрессии, а сетизация, как формат глобализации, должна быть включена в задачи информационной экологии.



С. 88-96

Каузальные объяснения эффекта «зловещей долины» в робототехнике: теории и исследовательские данные

И.В. Катерный, к.филос.н., доцент МГИМО МИД России, старший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН; Москва
e-mail: yarkus@mail.ru
 
Когнитивное восприятие роботов и аватаров в условиях активного развития гибридных коммуникаций становится важной сферой исследования человека и общества – от нейронауки до философии. Приписывание «когнитивного» статуса (когнитивных состояний) неоморфным объектам в повседневном взаимодействии влияет на то, станут ли роботы полноценными социальными ко-агентами по примеру того, как это уже происходит с животными и человеческими эмбрионами. Основная проблема, которая стала всесторонне изучаться в когнитивных исследованиях, начиная с 2005 г., касается восприятия т.н. андроидных роботов, максимально приближенных к образу и поведению человека. Эта проблема, получившая известность как феномен «зловещей долины», открывает возможность проникнуть не только в эволюционные структуры человеческого сознания, но и понять механизмы воспроизводства социального порядка в целом. В статье предлагается обзор социальных, культурных и когнитивных теорий происхождения эффекта «зловещей долины» и обобщается десятилетний опыт научных исследований в этой области.