Особенности качественного проектирования горизонтального оперения с учетом работающих высокорасположенных ...

Особенности качественного проектирования горизонтального оперения с учетом работающих высокорасположенных турбореактивных двигателей

Ю.А. Оголевстарший преподаватель кафедры 109Б Московского авиационного института (НИУ); Москва
Е.В. Чурочкинаассистент кафедры 109Б Московского авиационного института (НИУ); Москва
e-mail: churochkina@beriev.com
 
В статье представлена оценка влияния высокорасположенных турбореактивных двигателей на качественные характеристики продольной устойчивости и управляемости самолета, обеспечиваемые горизонтальным оперением. Высоко расположенные работающие турбореактивные двигатели влияют как на предельно-переднюю, так и на предельно-заднюю центровки самолета, т.е. потребный коэффициент статического момента Аго выбирается с учетом их влияния на продольную устойчивость и управляемость самолета, что позволяет довольно достоверно и качественно выбрать размеры и взаимную схему расположения ГО и ВО на ранних стадиях проектирования самолета. Предложенная методика была разработана на основе исследований аэродинамических характеристик самолетов А-40 и Бе-200, полученных при проведении испытаний моделей в аэродинамических трубах и по результатам летных испытаний, проводимых ТАНТК им. Г.М. Бериева.
 
Ключевые слова: продольная устойчивость, управляемость, схема размещения двигателей, коэффициент статического момента, тяга.
 
Литература
1. Бюшгенс Г.С., Студнев Р.В. Динамика продольного и бокового движения – Машиностроение. 1979.
2. Остославский И.В. Аэродинамика самолета. Оборонгиз. 1957.
3. Малюшко Н.П., Мымрин В.А. Отчет по исследованию аэродинамических характеристик самолета Бе-200 с работающей силовой установкой. СибНИА. 1991.
4. Малюшко Н.П., Мымрин В.А. Отчет по исследованию аэродинамических характеристик самолета А-40 с работающей винтомоторной установкой. СибНИА. 1993.
5. Лигум Т.И. и др. Аэродинамика самолета Ту-154. – Транспорт. 1977.
6. Оголев Ю.А. Отчет по сравнению аэродинамических характеристик самолета А-40, полученных при трубных испытаниях, с результатами летных испытаний. ТАНТК им. Г.М. Бериева. 1989.
7. Авиационные правила. Часть 23. Нормы летной годности гражданских легких самолетов, 1991.
8. Авиационные правила. Часть 25. Нормы летной годности транспортных самолетов. 1994.