"Качество и жизнь" № 4(28) 2020



Тема номера: 
Качество жизни


Дата выхода номера: 
03.12.2020

Только зарегистрированный пользователь может получить доспуп к электронной версии журнала

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

с. 04-11

Возможности и риски цифровых систем менеджмента качества

В.А. Васильев, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Управление качеством  и сертификация» Московского авиационного института (НИУ); Москва
e-mail: vasiliev@mati.ru

С.В. Александровак.т.н., доцент кафедры «Управление качеством и сертификация» Московского авиационного института (НИУ); Москва

М.Н. Александров, к.т.н., доцент кафедры «Управление качеством и сертификация» Московского авиационного института (НИУ); Москва

Е.А. Ковригин, аспирант кафедры «Управление качеством и сертификация» Московского авиационного института (НИУ); Москва
 
Современные тенденции цифровизации экономики закономерно приводят к необходимости реализации цифровых технологий в управлении качеством и создании цифровой системы менеджмента качества (ЦСМК). Скорость принятия решений на основе текущей информации, скорость реакции на изменяющиеся требования рынка, разработка инновационного продукта определяют главную цель-повышение конкурентоспособности организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, связанные с рациональной организацией информационных потоков системы менеджмента качества и обработкой всей информации, относящейся к деятельности организации. Процесс цифровой трансформации СМК на предприятии предполагает получение ответа на несколько вопросов: зачем трансформировать; что трансформировать; как трансформировать. В данной работе проанализированы некоторые аспекты цифровой трансформации. При внедрении цифровых технологий нужно помнить, что вопрос обеспечения безопасности ресурсов информационных систем при наличии угроз в глобальной информационной сфере является одним из наиболее актуальных как в России, так и в мире.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-28-4-04-11



с. 12-17

Устойчивое развитие  «умных» городов на основе стандартов

Г.Н. Иванова, к.э.н., доцент Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, вице-президент Санкт-Петербургского отделения Академии проблем качества; Санкт-Петербург
e-mail: ivanovarustest@gmail.com

Н.Л. Соловьева, начальник отдела качества образования ФГБОУ ВО БГТУ «ВОЕНМЕХ»  им. Д.Ф. Устинова; Санкт-Петербург

И.В. Чудиновских, главный специалист Центра региональных проблем экономики качества Института проблем региональной экономики РАН;  Санкт-Петербург

В статье рассматриваются вопросы развития «умных» городов как один из аспектов общей цифровизации экономики. Приводятся примеры как успешного внедрения информационных технологий, так и неэффективного их применения. Обосновывается необходимость применения стандартов при управлении «умным» городом. Дается анализ международной практики, описывается содержание международных стандартов.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-28-4-12-17



с. 17-22

Совершенствование  системы технического регулирования подъемно-транспортных, строительных, дорожных, горных машин и спецавтотранспортных средств

Б.В. Бойцов, д.т.н., профессор, научный руководитель кафедры 104 «Технологическое проектирование и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ); первый вице-президент  МОО «Академия проблем качества»; Москва

Е.П. Плавельский, д.т.н., профессор НИУ МГСУ;  Московская область
e-mail: eplavelsky@gmail.com

В.С. Котельников, д.т.н., ген. директор АО «НТЦ «Промышленная безопасность»; Москва

С.А. Сурков, ген. директор ООО «ИЦ «ЦНИП СДМ»;  Московская область

Стандартизация и оценка соответствия – составляющие технического регулирования. В оценке соответствия есть составляющие нормотворчества и конструирования. Это технические условия, проекты, программы, методики и т.д. Поэтому технические комитеты – база стандартизации – должны принимать участие и в оценке соответствия. Возникающие вопросы, которые должны решать уполномоченные органы, могут грамотно и быстро решаться отраслевыми техническими комитетами, т.к. это является естественным продолжением их работы. Тем более, когда секретариат технических комитетов ведут организации, аккредитованные в качестве органов по сертификации рассматриваемой продукции. При этом контроль их осуществляется легко, так как они осуществляют деятельность в цифровом формате.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-28-4-17-22


 
с. 23-28

Компьютерное  моделирование динамических нагрузок  на грузовую балку козлового крана

Е.М. Кудрявцев, д.т.н., профессор, Национальный Исследовательский Московский Государственный Строительный Университет (НИУ), президент отделения Подъемно-транспортных,  строительных, дорожных, горных машин  и спецавтотранспортных средств Академии проблем качества; Москва
e-mail: sdm@mgsu.ru

 А.В. Гавриленко, аспирант, Национальный Исследовательский Московский Государственный Строительный Университет (НИУ); Москва

Мостафа Джафари, аспирант, Национальный Исследовательский Московский Государственный Строительный Университет (НИУ); Москва

В статье рассматривается процесс моделирования динамических нагрузок на грузовую балку козлового крана и определения максимальных и минимальных внутренних усилий, перемещений и напряжений в любом сечении козлового крана в программном и графическом видах в системе Mathcad.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-28-4-23-28


КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

с. 29-35

Качество жизни  формируется в промышленно развитых регионах

А.В. Челенко, к.т.н., доцент кафедры организации  и управления производством КФ МГТУ  им. Н.Э. Баумана (НИУ); г. Калуга
e-mail: apererva@yandex.ru

В.П. Марин, д.т.н., профессор; Москва

В статье проанализированы точки роста, необходимые для вхождения основных регионов отечественной экономики в шестой технологический уклад на основе реализации национальных проектов. Показано, что иностранные и отечественные инвестиции в развитие Калужского региона на протяжении последних лет позволили ему резко увеличить производство и экспорт продукции обрабатывающих отраслей промышленности, а следовательно и доходы. Вложение финансовых средств в улучшение качества жизни жителей региона, в том числе в развитие научно-образовательных центров, переработку отходов и экологизацию производств, повышение уровня зарплат персонала обеспечило ему ведущее место среди индустриальных областей РФ. 

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-28-4-29-35



с. 36-39

Математическая модель внутриэритроцитарных  инфенкций для оптоакустической диагностики крови

Д.А. Кравчук, к.т.н., доцент, кафедра электрогидроакустической и медицинской техники Южного федерального университета; г. Ростов-на-Дону
e-mail: Kravchukda@sfedu.ru

 
Разработаны математическая модель здоровых и патологически измененных эритроцитов с внутриэритроцитарными инфекциями на примере малярийного паразита для неинвазивной диагностики крови, а также теория возбуждения оптоакустического сигнала для диагностики внутриэритроцитарных инфекций. 

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-28-4-36-39 



с. 40-46

Национальный проект  «Cтаршее поколение»:  реализация программ гериатрической поддержки граждан на примере Воронежской области

О.И. Марар, д.соц.н., профессор кафедры естественнонаучных и социальных дисциплин воронежского филиала РАНХиГС; г. Воронеж
e-mail: omarar@bk.ru

Л.В. Коваль, к.ист.н., доцент кафедры философии, социологии и истории Воронежского государственного технического университета; г. Воронеж

А.В. Панова, к.ист.н., вед. специалист департамента культуры Воронежской области;  г. Воронеж

В.Ю. Дорофеева, к.юр.н., ст. преподаватель кафедры уголовного процесса Воронежского института МВД России; г. Воронеж

Е.М. Лещенко, д.т.н., профессор кафедры естественнонаучных и социальных дисциплин воронежского филиала РАНХиГС; г. Воронеж

И.В. Потанина, к.юр.н., доцент кафедры естественнонаучных и социальных дисциплин воронежского филиала РАНХиГС; г. Воронеж

Процесс старения человека является естественным неизбежным процессом, который протекает у каждого человека в зависимости от его генетического потенциала. Исходя из того, что категория «пожилые люди», это весьма разнородная группа, представители которой отличаются разной реакцией на неблагоприятные условия жизни, физическими показаниями здоровья и пр., ее условно следует разделить на две основные подгруппы. Первая: граждане пенсионного возраста от 65 до 75 лет, экономически активные, вовлеченные не только в трудовую деятельность, но и в политическую, социальную, общественную и иные сферы деятельности общества; вторая: граждане старше 75 лет, для которых, как правило, характерна полная утрата трудоспособности, снижение или полная утрата способности самообслуживания, деменция и эйджизм – глубокое неприятие старости молодым поколением, ведущим к одиночеству. Понимание двойственного характера старости становится причиной формирования различных подходов к вопросам развития социальной политики государства в поддержке граждан пожилого возраста. В рамках данной статьи авторы анализируют реализацию программ, направленных на улучшение жизни представителей старшего поколения на территории Воронежской области.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-28-4-40-46 


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

с. 47-54

О новом подходе  к решению задачи оценки уровня зрелости организации

Л.В. Борисова, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент и бизнес-технологии» Донского государственного технического университета, член-корр. Академии проблем качества; г. Ростов-на-Дону

И.Н. Нурутдинова, к.ф.-м.н., доцент кафедры «Прикладная математика» Донского государственного технического университета;  г. Ростов-на-Дону
e-mail: nurut.inna@yandex.ru

Л.А. Димитрова, старший преподаватель кафедры «Управление качеством» Донского государственного технического университета; г. Ростов-на-Дону
 
Рассматривается методика проведения самооценки при определении уровня зрелости организации. Задачу оценки уровня зрелости организации целесообразно рассматривать как задачу принятия решений в условиях неопределенности, для которой характерным является нечеткость отношений между группами факторов семантических пространств предметной области. Кроме того, этой задаче свойственно использование экспертных суждений с различной степенью неопределенности. В связи с этим предлагается использование логико-лингвистического подхода и математического аппарата нечеткой логики для нахождения указанной оценки. Построены модели изучаемых семантических пространств. Создана база экспертных знаний, получены количественные оценки согласованности экспертной информации. На основе системы продукционных правил разработан алгоритм нечеткого логического вывода решений в задаче оценки уровня зрелости организации. Предлагаемая формально-логическая схема процесса принятия решений применена к решению многих задач, связанных с проблемой оценки. Проведенные исследования служат основой разработки интеллектуальных систем для информационной поддержки при принятии решений о функционировании СМК.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-28-4-47-54



с. 55-60

Разработка контрольных  карт для изделий массовых производств

О.В. Пантюхин, к.т.н., доцент, директор издательства Тульского государственного университета, действ. член Академии проблем качества; г. Тула 
e-mail: olegpantyukhin@mail.ru 

С.А. Васин, д.т.н., профессор Тульского государственного университета, президент Тульского регионального отделения Академии проблем качества;  г. Тула

В статье предложено использование контрольных карт для обеспечения качества изделий в процессе их изготовления. В основу контрольных карт заложены двухступенчатые планы контроля, имеющие ряд преимуществ по сравнению с одноступенчатыми планами. Двухступенчатые планы контроля рассчитаны с помощью функции оптимального плана контроля. Приведен фрагмент цеховой контрольной карты для параметров качества изделия на одной из технологических операций.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-28-4-55-60


ТРАНСПОРТ. АВИАЦИЯ

с. 61-71

Действующая система  требований в области проведения виртуальных испытаний образцов создаваемых изделий  авиационной техники

А.В. Чернов, начальник научно-исследовательской группы ИТМФ ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ»; Нижегородская область, г. Саров

А.С. Козелков, д.ф.-м.н., начальник научно-исследовательского отдела математического отделения  ИТМФ ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ»; Нижегородская область, г. Саров

Р.М. Шагалиев, д.ф.-м.н., профессор, первый заместитель директора ИТМФ  ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», начальник отделения, заведующий кафедрой прикладной математики  НИЯУ «МИФИ-СарФТИ»; Нижегородская область, г. Саров

Д.Ю. Стрелец, к.т.н., начальник НИО-101 Московского авиационного института (НИУ); Москва
e-mail: maksmai33@gmail.com

В статье проводится анализ действующей системы нормативных требований, в рамках которых обеспечивается регулирование в следующих областях: сертификации авиационной техники, проведение натурных испытаний авиационной техники, проведение виртуальных испытаний авиационной техники, организация процессов жизненного цикла авиационной техники. Рассматривается пример организации процессов сертификации программного обеспечения компьютерного моделирования в рамках межведомственного взаимодействия Госкорпорации «Росатом» и Ростехнадзора и применения виртуальных испытаний в ходе создания объектов использования атомной энергии. Приведено краткое описание правовых основ сертификации продукции в Российской Федерации. Даны предложения по развитию требований в области сертификации воздушных судов и проведения виртуальных испытаний. Определена необходимость создания системы нормативных требований, которые необходимы с точки зрения представления результатов виртуальных испытаний, в том числе и в цифровой форме.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-28-4-61-71



с. 72-75

Особенности  самолетов-амфибий при заборе воды  с открытых водоемов

Е.В. Чурочкина, ст. преподаватель кафедры 109Б Московского авиационного института (НИУ); Ростовская область,  г. Таганрог
e-mail: churochkina.elena.nv@yandex.ru

В работе описываются некоторые особенности самолетов-амфибий, которые кроме взлетов и посадок на водные поверхности способны набирать с них воду на режимах глиссирования. Рассмотрены вопросы выбора различных вариантов силовых установок на этапе предварительного проектирования гидросамолетов. Рекомендуется необходимая величина энерговооруженности, обеспечивающая быстрый и устойчивый разбег на взлет с воды. Рассматривается влияние приемистости ТРД и ТВД на методику набора воды.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-28-4-72-75



с. 76-78

Улучшение взлетно- посадочных и летно-технических характеристик самолетов «нормальной» схемы путем уменьшения потерь аэродинамического качества  на балансировку

Ю.А. Оголевст. преподаватель кафедры 109Б Московского авиационного института (НИУ); Ростовская область, г. Таганрог

Е.В. Чурочкина, ст. преподаватель кафедры 109Б Московского авиационного института (НИУ); Ростовская область,  г. Таганрог
e-mail: churochkina.elena.nv@yandex.ru

В статье предложен способ улучшения взлетно-посадочных и летно-технических характеристик самолетов «нормальной» схемы путем уменьшения потерь аэродинамического качества на балансировку. Переход на более несущее горизонтальное оперение (ГО) позволит значительно увеличить дальность полета вновь проектируемых самолетов. Анализ результатов исследования показал эффективность перехода на ГО с удлинением λГО = 8÷10 при одной и той же площади, при этом возникает возможность повышения относительной массы топлива, что позволит увеличить дальность полета самолета.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-28-4-76-78



с. 79-86

Качество подготовки  авиационного персонала –  залог повышения безопасности полетов

А.И. Ресинец, к.воен.н., доцент кафедры «Проектирование вертолетов» Московского авиационного  института (НИУ); Москва
e-mail: k102@mai.ru

Е.В. Макаров, заместитель управляющего директора по управлению персоналом  ПАО ААК «ПРОГРЕСС»;  Приморский край, г. Арсеньев

В статье анализируются проблемные вопросы, связанные с созданием авиационного учебного центра публичного акционерного общества «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина» (ПАО ААК «ПРОГРЕСС»), входящего в структуру холдинга «Вертолеты России».

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-28-4-79-86 



с. 87-90

Обеспечение  безопасности полетов на основе управления осведомленностью пилотов

А.А. Бондаренко, к.т.н., декан факультета летной эксплуатации и управления воздушным движением Ульяновского института гражданской авиации  им. Главного маршала авиации  Б.П. Бугаева; г. Ульяновск

А.В. Устинов, аспирант кафедры летной эксплуатации и безопасности полетов Ульяновского института гражданской авиации  им. Главного маршала авиации  Б.П. Бугаева; г. Ульяновск

Д.И. Сагитов, к.т.н., доцент, доцент кафедры авиационной техники Ульяновского института гражданской авиации  им. Главного маршала авиации  Б.П. Бугаева; г. Ульяновск

Л.В. Федотов, к.т.н., начальник НИО Ульяновского института гражданской авиации  им. Главного маршала авиации  Б.П. Бугаева; г. Ульяновск
e-mail: nauka73@inbox.ru

В статье рассмотрены актуальные вопросы обеспечения безопасности полетов в рамках процессов тренажерной и теоретической подготовки пилотов. На примере стандартной эксплуатационной процедуры ухода на второй круг представлены результаты исследований процессов подготовки и приведены выводы об основных недостатках подготовки пилотов в российских авиакомпаниях. Данная статья опирается на опыт зарубежных агентств, которые также провели исследование по этому вопросу, что позволило выяснить особенности процедуры ухода на второй круг; 
результаты анкетирования совпали с результатами иностранных исследователей, подтверждая актуальность данной проблемы. Предложено решение на основе управления осведомленностью пилотов.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-28-4-87-90


КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

с. 91-96

О молниезащитных вязано-паяных сетках для полимерных композитов

Б.В. Бойцов, д.т.н., профессор, научный руководитель кафедры «Технологическое проектирование летательных аппаратов и управление качеством» Московского авиационного института(НИУ); Москва

С.С. Коротков, к.т.н., Генеральный конструктор-заместитель Генерального директора  ПАО «ОАК»; Москва

Л.Р. Вишняков, д.т.н., профессор, главный специалист ООО «НПЦ «Увиком» (углеродные волокна и композиты); Московская область,  г. Мытищи
e-mail: leon33leon@yandex.ru

М.Е. Казаков, к.х.н., генеральный директор  ООО «НПЦ «Увиком» (углеродные волокна и композиты); Московская область,  г. Мытищи

В.В. Кривонос, к.т.н., доцент кафедры «Технологическое проектирование летательных аппаратов и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ); Москва

Рассмотрено влияние медных проволочных сеток в качестве токоотводов от мест поражения молнией углепластиков. Из применяемых в настоящее время в гражданском самолетостроении металлотрикотажных проволочных сеток большое место занимают медные вязано-паяные сетки. Покрытие проволок легкоплавкими припоями существенно снижает удельное поверхностное электросопротивление сетчатых молниеотводов и увеличивает защитные свойства полимерных композитов. Намечены пути улучшения использования сетчатых проволочных токоотводов при молниезащите композитов. 

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-28-4-91-96