"Качество и жизнь" № 3(31) 2021



Тема номера: 
Менеджмент качества как инструмент совершенствования


Дата выхода номера: 
22.09.2021

Только зарегистрированный пользователь может получить доспуп к электронной версии журнала

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

с. 3-8 

Реализация принципа «Взаимодействие работников» в системе менеджмента качества вуза  

Можаева Т.П., к.т.н., доцент, начальник информационно-методического отдела дополнительного профессионального образования Брянского государственного технического университета; действительный член, ученый секретарь Брянского отделения Академии проблем качества; г. Брянск
e-mail: goa-bgtu@mail.ru

 
Симкин А.З., к.т.н., доцент, проректор  по дополнительному обучению  и международному сотрудничеству Брянского государственного технического университета; вице-президент Брянского отделения Академии проблем качества;  г. Брянск
 
Проскурин А.С., ведущий инженер информационно-методического отдела дополнительного профессионального образования Брянского государственного технического университета; г. Брянск

Рассматривается подход к реализации концептуального принципа «Взаимодействие работников» в системе менеджмента качества (СМК) высшего учебного заведения в контексте международных стандартов ISO 9000:2015. Проводится анализ научных взглядов на интерпретацию данного управленческого явления, механизмов и технологий его идентификации. Обосновывается структура параметра «взаимодействие работников» в трактовке ISO 9000:2015, в том числе предлагается процедура его оценивания. Аргументируется целесообразность применения предлагаемого подхода в интегрировании принципа «взаимодействие работников» в процессы СМК образовательной организации.

Ключевые слова: система менеджмента качества вуза, ISO 9000:2015, принцип «взаимодействие работников», структура параметра «взаимодействие работников», процедура оценивания параметра «взаимодействие работников».



с. 8-18

Модель системы интеллектуальной помощи  при использовании поддержки FMEA. Часть 2  на потребительском рынке

Работа подготовлена при поддержке гранта Президента РФ НШ-2515.2020.8

Панюков Д.И., к.т.н., доцент, старший научный сотрудник Самарского государственного технического университета; г. Самара

Козловский В.Н.,  д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Теоретическая и общая электротехника» Самарского государственного технического университета; г. Самара
e-mail: Kozlovskiy-76@mail.ru

В статье представлены основные результаты разработки и реализации корпоративной информационной системы инженерного инструмента управления – анализ видов и последствий отказов (FMEA).
 
Ключевые слова: управление качеством, автомобильная промышленность, анализ видов и последствий отказов.
 



с. 19-24

Обоснование проектирования охранных зон особо  охраняемых природных территорий с целью улучшения качества  их состояния              

Иванченкова О.А., к.с.-х.н., доцент кафедры промышленной экологии и техносферной безопасности Брянского государственного инженерно-технологического университета; г. Брянск
e-mail: oa-iva79@mail.ru

 
Левкина Г.В., к.с.-х.н., до цент кафедры промышленной экологии и техносферной безопасности Брянского государственного инженерно-технологического университета; г. Брянск
 
Луцевич А.А., старший преподаватель кафедры промышленной экологии и техносферной безопасности Брянского государственного инженерно-технологического университета; г. Брянск

Целью настоящей работы являлось описание принципов и методов обоснования проектирования охранных зон особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ) с целью улучшения качества их состояния. В данной работе, на конкретном примере, проанализированы основные подходы проведения комплексного экологического обследования территории, рассмотрена нормативно-правовая база, основные методики с целью установления границ охранной зоны. Описаны основные этапы проведения комплексного экологического обследования территории ООПТ имеющих природоохранное, природно-историческое, эстетическое, рекреационное значение. Выявлены основные факторы и угрозы негативного влияния на территории памятников природы, которые можно объединить в группы: развитие оползневых и эрозионных процессов, рекреационная нагрузка и захламление территории ООПТ, нарушение режимов охраны, установленных для территории памятников природы. Усовершенствованы методики обоснования режимов охраны по расчету противоэрозионной устойчивости, применены принципы определения стадий рекреационной дигрессии. На основании расчётов противоэрозионной устойчивости склонов были определены участки следующих типов: слабо наклонные поверхности без условий концентрации стока, поверхности средней крутизны, на которых после ливней и обильного снеготаяния возможно образование потоков с размывающей скоростью, прежде всего на территориях сельскохозяйственных угодий, примыкающих к границе ООПТ, наклонные поверхности, примыкающие к верховьям ложбин или отвершков.
Даны рекомендации по составлению отчетной документации по обоснованию установления охранных зон, ширины и их конфигурации, а также приведены примеры картографического материала с указанием границ и поворотных точек. Описанный подход к комплексному экологическому обследованию территорий ООПТ может быть использован при обосновании установления охранных зон памятников природы регионального значения..

Ключевые слова: памятник природы, экологическое обследование территории, охранная зона, факторы негативного воздействия, противоэрозионная устойчивость.



с. 25-30

Управление изменениями качества транспортной безопасности   

Денисов В.В., к. воен. наук, доцент кафедры «Комплексная безопасность  и специальные программы»  РАПС РУТ (МИИТ); Москва

Балановский В.Л., президент отделения «Комплексная безопасность» Академии проблем качества; Москва
e-mail: tishkova_l_f@inbox.ru

Авторы рассматривают проблемы создания методологии построения систем транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: комплексная безопасность, объекты транспортной инфраструктуры, управление качеством безопасности, управление изменениями качества безопасности.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

с. 31-34

Предложения по созданию единого информационного ресурса сведений о наименованиях тактико-технических характеристик  образцов вооружения, военной и специальной техники

Макитрин А.В., к.т.н.; член Президиума Академии проблем качества; Москва
e-mail: makitrin46@mail.ru

 
Желтухин П.С., к.т.н.; член-корр. Академии проблем качества; Москва

В статье приведены и обоснованы предложения по созданию единого информационного ресурса сведений о наименованиях тактико-технических характеристик (ТТХ) образцов военной и специальной техники (ВВСТ). Такой единый ресурс позволит предусмотреть совершенствование процесса планирования развития системы вооружения в рамках информационного контура взаимоувязанных разрабатываемых программных и плановых документов.

Ключевые слова: планирование, вооружение, информационный ресурс, нормативно-техническая документация, нормативные правовые акты.



с. 34-52

Цифровая трансформация в период пандемии и постпандемии   

Азаров В.Н., профессор Российского университета транспорта; Москва
e-mail: vazarov52@gmail.com

 
Бойцов Б.В., д.т.н., профессор, научный руководитель кафедры 104 «Техническое проектирование и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ); Москва
 
Леохин Ю.Л., Проректор по научной работе Московского технического университета связи  и информатики; Москва
 
Чекмарев А.В., Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации; Москва

В работе рассматриваются проблемы организации цифровых предприятий в период пандемии. Определены проблемы, выявленные в ходе реализации мероприятий по противодействию пандемии новой коронавирусной инфекции, в области цифровой трансформации и организации удаленного режима работы различных предприятий посредством дистанционных информационно-технологических сервисов. Предложены подходы к созданию научно-методических, организационных, технических и технологических основ проектирования и функционирования организации такого типа. Рассмотрен подход к построению электронного образования, который связан с развитием ИТ-инфраструктуры университета, бизнес-архитектуры и процессно-сервисного подхода. Рассматриваются бизнес-процессы, услуги, ИТ-инфраструктура университета, обеспечивающая электронное обучение.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, бизнес-стратегия, ИТ-стратегия, удаленный режим работы, дистанционный сервис, пандемия, короновирусная инфекция, распределенное предприятие, качество, процесс, ИТ, услуги ИТ, модель зрелости, электронный университет, электронное образование (E-learn­ing), LMS, CLMS.



с. 53-59

Применение матрицы Пью в контексте менеджмента качества процессов  материально-технического обеспечения гражданской авиатехники      

Ахматова М-С.С., аспирант кафедры стандартизации и управления качеством продукции Московского авиационного  института (НИУ); Москва
e-mail: malika_sofi@mail.ru

 
Денискина А.Р.,  к.т.н., доцент кафедры стандартизации и управления качеством продукции Московского авиационного  института (НИУ); Москва
 
Ахматова Д-М.С., специалист департамента закупок  Boehringer Ingelheim LLC; Москва
 
Петухов Ю.В., к.т.н., доцент, кафедра 104 «Техническое проектирование и управление качеством» Московского авиационного  института (НИУ); Москва

В статье рассматривается решение актуальной задачи повышения степени объективности и надежности принимаемых управленческих решений для достижения желаемых результатов в контексте менеджмента качества процессов материально-технического обеспечения гражданской авиатехники. Авторами предлагается модель матрицы Пью, использование которой согласовывается с принципами менеджмента качества, выдвигаемыми ISO 9000 : 2015 и ISO 9001 : 2015, для создания релевантного научного-практического задела в области стратегического планирования.

Ключевые слова: менеджмент качества, процессный подход, матрица Пью, принятие решений, материально-техническое обеспечение, авиация.


 

ТРАНСПОРТ

с. 60-65

Методы оценки возможности применения гидросамолетов  как вида авиационного транспорта            

Волкова  А.А., старший преподаватель кафедры 109б Московского авиационного  института (НИУ);  Ростовская область, г. Таганрог
 
Пономарев В.Ф., старший преподаватель кафедры 109б Московского авиационного  института (НИУ);  Ростовская область, г. Таганрог
e-mail: pvf5491@yandex.ru

 
Лаппа Г.Е., старший преподаватель кафедры 109б Московского авиационного  института (НИУ);  Ростовская область, г. Таганрог
 
Хруленко В.В., старший преподаватель кафедры 109б Московского авиационного  института (НИУ);  Ростовская область, г. Таганрог

 
В статье представлена методика определения погодности T , которая является показателем возможности эксплуатации гидросамолета при различных условиях волнения моря. Существует предложение оценивать охват транспортными операциями поверхности регионов Земли интегральным критерием, в который входят относительные величины валовой производительности, поверхности, позволяющей производить взлеты-посадки, и погодности использования транспортного средства. Погодность гидросамолетов в определяющей степени зависит от его мореходности, оцениваемой предельной для конкретного типа самолета высотой волны, при которой эксплуатация с воды является безопасной. Предложенная методика определения погодности гидросамолета строится на основе анализа вероятности существования волн различной высоты (гистограмм) для различных регионов Земли.

Ключевые слова: гидросамолет, мореходность, гистограмма, погодность.
 


 
с. 65-70

Инновационные методы создания систем транспортной безопасности      

Денисов В.В., к. воен. наук, доцент кафедры «Комплексная безопасность  и специальные программы»  РАПС РУТ (МИИТ); Москва

Балановский В.Л., президент отделения «Комплексная безопасность» Академии проблем качества; Москва
e-mail: tishkova_l_f@inbox.ru

В данной статье рассмотрены инновационные методы повышения эффективности систем обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: транспортная безопасность, деструктивное воздействие, акт незаконного вмешательства, информационная безопасность, стойкость.


 
с. 70-73

«Управляемый хаос» и безопасный объект транспортной инфраструктуры            

Денисов В.В.,  к. воен. наук, доцент кафедры «Комплексная безопасность  и специальные программы»  РАПС РУТ (МИИТ); Москва
 
Балановский В.Л., президент отделения «Комплексная безопасность» Академии проблем качества; Москва
e-mail: tishkova_l_f@inbox.ru

 
В статье рассмотрен процесс совершенствования обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в условиях «управляемого хаоса» с использованием инновационных технических решений и искусственного интеллекта.

Ключевые слова: технологический уклад, транспортная безопасность, оценка уязвимости, «мягкая сила», «управляемый хаос», искусственный интеллект.
 


 
с. 74-77

Транспортные проблемы при обеспечении единства измерений в Якутии              

Куприков Н.М., к.т.н., старший научный сотрудник  МАИ (НИУ), Москва; доцент ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева»;  С.-Петербург

Литвинов Б.Я., д.т.н., главный научный сотрудник ФГУП«ВНИИМ им. Д.И. Менделеева»;  С.-Петербург
e-mail: sztul@mail.ru

Ноговицын Д.Д., директор ФБУ «Якутский ЦСМ»; г. Якутск

Поняев Л.П., доцент кафедры 904 Mосковского авиационного института (НИУ); Москва

Анализируются особенности обеспечения единства измерений в Арктической зоне Российской Федерации. Отмечено, что одной из проблем при передаче размеров единиц величин является транспортная проблема. Рассмотрены радиальная и круговая системы при обеспечении единства измерений. Предложено направление, основанное на создании унифицированных мобильных метрологических лабораторий, которые допускают перемещение автомобильным, водным и железнодорожным транспортом.

Ключевые слова: метрологическая прослеживаемость, транспортируемый эталон, контейнерный блок, транспортируемая метрологическая лаборатория.


 
с. 78-88

Качество подготовки авиационного персонала – залог надежного функционирования авиационной транспортной системы  в чрезвычайных ситуациях               

Ресинец А.И., к.воен.н., доцент кафедры «Проектирование вертолетов» Московского авиационного  института (НИУ); Москва
e-mail: k102@mai.ru

 
Ресинец А.А.,  инженер кафедры «Проектирование самолетов и сертификации авиационной техники» Московского авиационного института (НИУ); Москва

Гусев А.С., преподаватель кафедры «Аэродинамики и динамики полета» Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия  имени профессора Н.Е. Жуковского  и Ю.А. Гагарина»; Воронеж

Лихачев В.М., старший преподаватель кафедры «Тактики армейской авиации» Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия  имени профессора Н.Е. Жуковского  и Ю.А. Гагарина»; Воронеж

В статье исследуются вопросы прямой зависимости качества и уровня подготовки летного состава на надежность функционирования авиационной транспортной системы и его способности принимать грамотные нестандартные решения в чрезвычайных ситуациях при сохранении высокого уровня безопасности полетов.

Ключевые слова: авиационная транспортная система, авиационная техника, авария, катастрофа, безопасность полетов.


 

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОГРАММЫ «100 ЛУЧШИХ ТОВАРОВ РОССИИ»

с. 89-95

Всероссийский конкурс Программы «100 лучших товаров России»  как инструмент совершенствования деятельности отечественных товаропроизводителей         

Боева Д.Ю., руководитель экспертно-аналитического отдела МОО «Академия Проблем качества»; Москва
e-mail: d.rudak@100best.ru

В статье рассмотрена роль и влияние на производство отечественных товаров одного из важнейших проектов Академии проблем качества – Всероссийского конкурса программы «100 лучших товаров России», реализуемого в качестве инструмента повышения качества жизни граждан. Приведены конкретные примеры и аналитика, а также затронуты особенности и долгосрочные перспективы данного уникального проекта.

Ключевые слова: качество, конкурентоспособность, оценка качества, повышение качества, система менеджмента, конкурс по качеству, предприятия, товаропроизводители.