"Качество и жизнь" № 1(33) 2022



Тема номера: 
Управление качеством воздушного транспорта


Дата выхода номера: 
23.03.2022

Только зарегистрированный пользователь может получить доспуп к электронной версии журнала

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ


с. 2-10

Применение принципов и подходов менеджмента инноваций при развитии опережающей стандартизации в эпоху становления Индустрии 4.0

В.А. Солдатов, начальник Центра сертификации ООО «Газпром ВНИИГАЗ»; Москва

В статье рассматриваются вопросы развития стандартизации в эпоху Индустрии 4.0. Дается краткий обзор эволюции стандартизации, указывается на ее несомненную связь с инновациями. Указывается на необходимость повышенного внимания к развитию такого направления, как опережающая стандартизация. Раскрывается ее суть. Обосновывается причина отнесения ее к инновациям, поскольку при разработке опережающих стандартов могут быть применены принципы и подходы менеджмента инноваций (инновационного менеджмента). Дается описание авторского алгоритма разработки опережающих стандартов.

Ключевые слова: опережающая стандартизация, цифровизация, Индустрия 4.0, менеджмент инноваций.
 
DOI: 10.34214/2312-5209-2022-33-1-02-10

с. 11-17

Функционально-симультанная вероятностная модель качества жизни

В.М. Корнеева, д.т.н., доцент, профессор кафедры «Метрология и взаимозаменяемость» МГТУ им. Н.Э. Баумана., президент отделения «Квалиметрия» Академии проблем качества»; Москва

А.А. Барзов, д.т.н., профессор, вед. научн. сотр. Центра гидрофизических исследований физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Москва

С.С. Корнеев, к.т.н., доцент, доцент кафедры «Технологии ракетно-космического машиностроения» МГТУ им. Н.Э.Баумана; Москва

Предлагается использовать структурно-вероятностный подход к моделированию трудно формализуемых квалиметрических категорий, в частности функционального качества жизни людей. Показана возможность построения вероятностной модели качества, учитывающая симультанность (фр. simuitannisme; лат. simul – в одно и тоже время) взаимодействия психических и соматических факторов влияния на продолжительность жизни. Приведен пример расчетной конкретизации предлагаемого подхода и намечены перспективы его развития.

Ключевые слова: симультанность, структурно-вероятностный подход, качество жизни людей, субъект анализа, квалиметрическая модель, психосоматическое состояние.
 
DOI: 10.34214/2312-5209-2022-33-1-11-17

с. 18-22

Повышение качества пассажирских перевозок

В.В. Епифанов, д.т.н, профессор кафедры «Автомобили» Ульяновского государственного технического университета; г. Ульяновск

Е.Н. Никитина, аспирант кафедры «Управление техническими системами» Ульяновского государственного технического университета; г. Ульяновск

С.И. Гусев, аспирант кафедры «Управление техническими системами» Ульяновского государственного технического университета; г. Ульяновск

В статье выполнен анализ проблем в области пассажирских автомобильных перевозок общественным транспортом. На основе цикла «P-D-C-A» предложена процессная модель управления качеством на примере системы межрегионального пассажирского автомобильного транспорта (МПАТ). С применением методологии функционального моделирования IDEF0 разработана функциональная модель основного процесса в виде контекстной диаграммы «Управление качеством перевозок пассажиров в системе МПАТ» на примере Ульяновской области. Предложена методика оценки удовлетворенности пассажиров качеством пассажирских автомобильных перевозок. Для решения задачи обоснования показателей качества применен метод экспертных оценок.

В результате выявлены наиболее значимые, по мнению экспертов, семь показателей качества. Приведены результаты мониторинга удовлетворенности пассажиров качеством транспортных услуг. Для повышения качества и эффективности перевозок общественным автомобильным транспортом предложен комплекс мероприятий по четырем основным направлениям: социальным, организационным, техническим, экономическим.

Ключевые слова: управление, качество, перевозки, транспорт, моделирование, методика.
 
DOI: 10.34214/2312-5209-2022-33-1-18-22

с. 23-30

Архитектурный подход к созданию программного инструментария для работы с оценочными средствами информационной системы по параметрам качества

Б.В. Бойцов, д.т.н., профессор, научный руководитель кафедры 104 «Технологическое проектирование и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ); первый вице-президент Академии проблем качества; Москва
 
О.В. Минакова, к.т.н., доцент Воронежского государственного технического университета; г. Воронеж

И.В. Поцебнева, к.т.н., Воронежский государственный технический университет; г. Воронеж

В статье представлены результаты разработки программного средства для управления построением фонда оценочных средств путем архитектурного проектирования с использованием четырехуровневой модели C4 (S. Brown). Реализация инструментального программного обеспечения выполнена на основе Visual Studio Code, с пошаговым описание проектирования на UML. Базовая микроядерная архитектура выбранной инфраструктурной платформы позволяет выполнять наращивание функциональности до заданной с помощью отдельных гетерогенных программных модулей. Необходимая функциональность была достигнута за счет реализации дополнительных программных модулей. Представленный подход показывает преимущества создания проблемно-ориентированных систем путем переноса системной архитектуру на простую и хорошо документированную программную систему, поддерживающую API для плагинов. Проведенная оценка качества разработанного программного обеспечения подтвердила его функциональность, надежность и переносимость, но для достижения большей простоты использования следует стандартизовать документирование модулей расширения.

Ключевые слова: разработка программ, микроядерная архитектура, gift-файл, плагин.
  
DOI: 10.34214/2312-5209-2022-33-1-23-30
с. 31-36

Обратная связь по качеству при проектировании авиационной техники: проблемы и пути решения

Б.В. Бойцов, д.т.н., профессор, научный руководитель кафедры 104 «Технологическое проектирование и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ); первый вице-президент Академии проблем качества; Москва

Д.С. Юрин, аспирант Московского авиационного института (НИУ), Заместитель исполнительного директора по системе качества АО «НЦВ Миль и Камов»; Московская область, Люберецкий р-н, рп. Томилино

Н.Р. Якубалиев, аспирант Физико-технологического института РТУ-МИРЭА, начальник отдела ПСР службы качества АО «НЦВ Миль и Камов»; Московская область, Люберецкий р-н, рп. Томилино

А.Р. Денискина, к.т.н., доцент кафедры 104 «Технологическое проектирование и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ); Москва

В статье раскрыта проблема построения процесса обратной связи по качеству между разработчиком и изготовителем авиационной техники. Дано определение понятия «обратная связь по качеству конструкторской документации», сформированы требования к обратной связи по качеству конструкторской документации. Описан метод построения процесса обратной связи в единой цифровой среде между разработчиком и изготовителем авиационной техники.

Ключевые слова: качество КД, конструкторское бюро, качество продукции, вертолетостроение, бережливое проектирование, обратная связь, цифровизация, бережливое производство.
 
DOI: 10.34214/2312-5209-2022-33-1-31-36
 
с. 37-45
 

Качество авиационной техники, как объект управления СМК

Д.С. Юрин, заместитель директора АО «НЦВ Миль и Камов»; Московская область, Люберецкий р-н, рп. Томилино

В статье определены подходы к моделированию системы менеджмента качества (СМК) и показана многогранность понятия качества, как объекта управления, а также его влияние на систему. Дана характеристика процесса гарантии (обеспечения) качества в составе процессов ЖЦ системы.

Ключевые слова: СМК, система управления, авиационная техника, стандарты, авиационные правила, процесс обеспечения качества.

DOI: 10.34214/2312-5209-2022-33-1-37-45

с. 46-51

Люминесцентный анализ как один из инструментов спектрометрического контроля качества

А.И. Андреев, к.ф-м.н., доцент РУТ(МИИТ); Москва

С.М. Кокин, д.ф-м.н., профессор РУТ (МИИТ); Москва

А.В. Пауткина, к.ф-м.н., доцент РУТ(МИИТ); Москва

Ю.Н. Харитонов, к.ф-м.н., доцент РУТ(МИИТ); Москва

Максимально информативными методами мониторинга окружающей среды и контроля качества различных материалов являются спектрометрические методы, основанные на взаимодействии вещества с электромагнитным излучением, в частности оптическая молекулярная спектрометрия, включающая абсорбционную спектрометрию, нефелометрию, турбидиметрию, люминесцентный анализ.

Ключевые слова: контроль качества, спектрофотометрия, питьевая вода, паспортизация пищевых продуктов, научно-исследовательская деятельность студентов.
 
DOI: 10.34214/2312-5209-2022-33-1-46-51

с. 52-54

Опыт проведения дистанционного обучения и повышения квалификации специалистов заводских лабораторий деревообрабатывающих предприятий

В.А. Бардонов, к.т.н., генеральный директор ООО «Лессертика»; президент отделения «Регулирование обеспечения качества и конкурентоспособности лесопромышленной продукции» Академии проблем качества; Калужская область, г. Балабаново
e-mail: lessertika@ya.ru
 
И.В. Бардонов, главный инженер ООО ЦСЛ «Лессертика»; Калужская область, г. Балабаново

Рассмотрены опыт обучения специалистов и предложения по оснащению заводских лабораторий оборудованием для проведения испытаний древесных плит и фанеры.

Ключевые слова: дистанционное обучение, специалисты, заводские лаборатории, оборудование, испытания, древесные плиты, фанера.
  
DOI: 10.34214/2312-5209-2022-33-1-52-54
с. 55-64

Современное состояние фонда документов по стандартизации

Н.М. Куприков, к.т.н., директор АНО НИЦ «Полярная инициатива», старший научный сотрудник МАИ (НИУ); Москва

Д.О. Доронин, заместитель директора АНО НИЦ «Полярная инициатива»; Москва
 
А.И. Екимов, эксперт по стандартизации, АНО НИЦ «Полярная инициатива»; Москва

Е.М. Куприкова, техник АНО НИЦ «Полярная инициатива»; Москва

М.Ю. Куприков, д.т.н., профессор, научный руководитель АНО НИЦ «Полярная инициатива», заведующий кафедрой 904 МАИ (НИУ); Москва

Рассматривается современное состояние фонда стандартов на примере существующих стандартов в сфере туризма и сопутствующих услуг. Даются рекомендации по формированию текущих работ, а также перспективной (отраслевой) программы стандартизации в сфере туризма и сопутствующих услуг на среднесрочную перспективу.

Ключевые слова: туризм, документы по стандартизации, стандарты.
 
DOI: 10.34214/2312-5209-2022-33-1-55-64

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

с. 65-76

Оценка функционирования системы «экипаж – высокоавтоматизированное воздушное судно – среда» на основе когнитивно-информационных преобразователей алгоритмов деятельности пилотов

И.С. Муравьев, к.т.н., слушатель отдела подготовки летчиков-испыта¬телей, 929 Государст-венного летно-испыта¬тельного центра им. В.П. Чкалова; Астраханская область, г. Ахтубинск
e-mail: mantus87@mail.ru
 
Вытеснение пилота автоматикой из непосредственного контура управления воздушным судном привело к тому, что описание деятельности пилота с помощью таких характеристик и показателей как напряженность и интенсивность деятельности перестает быть актуальным. Для того, чтобы исследовать процессы взаимодействия пилотов с воздушным судном (ВС) и средой, необходимо новое представление о классификации рабочей информации пилота и ее восприятия. Это невозможно без алгоритмического описания деятельности современного пилота. В статье предлагаются новые показатели, описывающие процесс функционирования системы «экипаж – высокоавтоматизированное ВС – среда», позволяющие выявить эффективные методы безопасного существования ВС в рабочей среде.

Ключевые слова: алгоритм деятельности, информация, анализ, неупорядоченность, логическая сложность, регулирование.
 
DOI: 10.34214/2312-5209-2022-33-1-65-76
с. 77-84

Полимерные пленочные материалы с липким слоем для внешней и внутренней маркировки авиационных конструкций (обзор)

Продолжение. Начало в № 4(32) 2021
 
Б.В. Бойцов, д.т.н., профессор, научный руководитель кафедры 104 «Технологическое проектирование и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ); первый вице-президент Академии проблем качества; Москва

Г.Н. Кравченко, к.т.н., доцент, Московский авиационный институт (НИУ); Москва
e-mail: gnkrav@mail.ru
 
С.А. Медведев, старший преподаватель, Московский авиационный институт (НИУ); Москва

Для маркировки воздушных судов в авиапромышленности и на воздушном транспорте применяются изделия из полимерных пленочных материалов с липким слоем. Изложены основные факторы, на основании которых стало рационально заменять лакокрасочные материалы полимерными пленками. Затронуты аспекты формирования нормативной базы для их применения в авиационной промышленности и авиакомпаниях.

Ключевые слова: полимерный пленочный материал с липким слоем (ППМЛ), самоклеящаяся полимерная пленка (СПП), маркировка воздушных судов, экстерьер и интерьер самолетов, реклама на воздушных судах, финишные покрытия, наклейка (аппликация), трафарет/маска для покраски, защитное полимерное пленочное покрытие (ЗППП), лакокрасочные покрытия (ЛКП), полимерные композиционные материалы (ПКМ), полимерное пленочное покрытие (ППП).
 
DOI: 10.34214/2312-5209-2022-33-1-77-84

с. 85-88

Анализ метода проектирования вертикального оперения с учетом работы высокорасположенных винтовых двигателей

Е.В. Чурочкина, ст. преподаватель кафедры 109Б Московского авиационного института (НИУ); Ростовская область, г. Таганрог
И.В. Скибина, ст. преподаватель кафедры 109Б Московского авиационного института (НИУ); Ростовская область, г. Таганрог
 
Статья посвящена изучению взаимодействия струй высокорасположенных (над крылом) работающих винтовых двигателей с хвостовым оперением и крылом гидросамолетов или самолетов-амфибий. Для решения этого вопроса, необходимо знать изменение характеристик устойчивости и управляемости самолета при различных удалениях вертикального оперения относительно работающих двигателей. Влияние удаления хвостового оперения от работающих двигателей на характеристики устойчивости и управляемости самолетов рассматриваемой схемы было определено по результатам весовых испытаний аэродинамических моделей различных самолетов в аэродинамической трубе СибНИА, а затем уточнено по результатам летных испытаний.

Ключевые слова: самолет-амфибия, вертикальное оперение двигателей, аэродинамическая модель.
 
 
DOI: 10.34214/2312-5209-2022-33-1-85-88
с. 89-96

Многофакторный анализ оценки безопасности полетов авиационной транспортной системы в едином воздушном пространстве аэродромов совместного базирования

А.И. Ресинец, к.воен.н., доцент кафедры «Проектирование вертолетов» Московского авиационного института (НИУ); Москва
e-mail: k102@mai.ru
 
А.А. Ресинец, инженер кафедры «Проектирование самолетов и сертификации авиационной техники» Московского авиационного института (НИУ); Москва
А.С. Гусев, преподаватель кафедры «Аэродинамика и динамика полета» Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»; г. Воронеж
 
В статье рассматриваются проблемные вопросы взаимодействия авиационной транспортной системы гражданской, государственной и экспериментальной авиации с группой руководства полетами и проведен многофакторный анализ оценки безопасности полетов на аэродромах совместного базирования. Сделан вывод о том, что основные звенья авиационной транспортной системы «Экипаж – ВС» различных видов авиации, непосредственно выполняющие полет, в среде единого воздушного пространства авиации совместного базирования и авиации совместного использования, взаимодействующие с объединенной группой обслуживания воздушного движения, играют определяющую роль в обеспечении безопасности полетов при возникновении особых случаев в полете.

Ключевые слова: летчик, воздушное судно, вертолет, авиационный персонал, авиационная транспортная система, авиационный тренажер, обучение, переподготовка.
 
 
DOI: 10.34214/2312-5209-2022-33-1-89-96