Безопасный город, устойчивое развитие и новые доступные технологии

Аппаратно-программный комплекс (АПК) «Безопасный город» начал формироваться в рамках региональных программ профилактики преступлений для организации комплексной системы обеспечения безопасности населения в соответствии с Поручением Президента РФ от 29 июня 2007 года № Пр-1293ГС, «Стратегией развития информационного общества в РФ», утвержденной Президентом РФ 07 февраля 2008 года № Пр-212, а также в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 года № 1815-р «О государственной программе РФ «Информационное общество (2011–2020 годы)» с целью создания комплексной системы безопасности.
 
Первоначальный вектор развития АПК «Безопасный город» – борьба с преступностью.
В условиях сокращения штатной численности полиции важным аспектом в поддержании общественной безопасности и охраны общественного порядка становится внедрение системы АПК «Безопасный город». МВД России осуществляет сопровождение двух
проектов федеральных законов № 421465-6 «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» и № 421486-6 «О внесении изменений в статьи 14.1, 15.1 и 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Наряду с этим 14 ноября 2013 года Президентом РФ утверждена Концепция общественной безопасности в РФ, являющаяся основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности.
 
Постановлением Правительства РФ от 20 января 2014 г. № 39 образована Межведомственная комиссия по вопросам, связанным с внедрением и развитием
систем АПК «Безопасный город». В состав комиссии вошли представители 19 федеральных органов исполнительной власти и 17 субъектов РФ, ФСО, МВД, Роскосмоса, Минсвязи, Минздрава, МЧС.
 
Однако круг участников составлен без опоры на ФЗ-184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании» и, соответственно, без привлечения специалистов в области риска и опасностей, а также экспертизы научным сообществом Академии наук. Программа
«Безопасный город» по-прежнему предусматривает реализацию исключительно комплекса мероприятий по решению задач обеспечения правопорядка, видеомониторинга, охраны собственности и безопасности граждан. Поэтому ключевым аспектом является – оснащение городской инфраструктуры современными технологиями, а городских служб –передовой техникой, средствами защиты и спасения.
 
В настоящее время наступает очередной этап, связанный с передачей АПК «Безопасный город» от Минрегиона России под эгиду МЧС России. В декабре 2014 года правительство РФ утвердило разработанную МЧС России «Концепцию построения и развития комплекса «Безопасный город». Примером стала разработанная в соответствии с ней государственная программа Москвы «Безопасный город» на 2012–018 гг., которая предусматривает «стабилизацию криминогенной обстановки, нейтрализацию роста преступности и других негативных явлений по отдельным направлениям и тем самым – создание условий для повышения реального уровня безопасности жизни москвичей и обеспечения защищенности критически важной инфраструктуры города». Программа подразделяется на четыре подпрограммы:
1. «Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений».
2. «Предупреждение чрезвычайных ситуаций, развитие гражданской обороны, защита населения и территорий города Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
3. «Мобилизационная подготовка экономики города Москвы».
4. «Предупреждение и пресечение нарушений в сфере миграционного законодательства».
 
ФЗ-184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании» показывает, что данная работа в части п. 2 позволяет обеспечивать противодействие только одному виду опасности – пожарной. В то же время важнейшим условием для реализации комплекса мероприятий по формированию эффективной системы «Безопасный город» должна стать ее реализация во исполнение Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ». Чтобы система давала полноценный результат, необходимо подключение к ней транспортных и промышленных предприятий различных форм
собственности. Здесь конечно следует учитывать, что собственники предприятий не всегда охотно участвуют в информационном обмене, а аварии при этом могут представлять серьезную угрозу для населения. Поэтом при формировании АПК «Безопасный город» необходимо учитывать ФЗ-116 от 21.07.1997 (ред. от 13.07.2015) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
 
Концепция АПК «Безопасный город» должна предусматривать переход предприятий и организаций города к функционированию на основе модели устойчивого развития. Конечная цель данной концепции состоит в решении задач социально-экономического развития организаций, а также сохранении благоприятного состояния окружающей среды
и природно-ресурсного потенциала в интересах удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений. Жители региона (города) должны трудиться в безопасных и благоприятных условиях и не оказывать при этом негативного воздействия на окружающую среду. Формирование производственных и транспортно-логистических
систем в регионе базируется на основе решения вопросов устойчивого развития и связано с непрерывностью бизнеса и с управлением качеством жизни.
 
Устойчивое развитие региона возможно только в результате объединения трех точек приложения: экономической, социальной и экологической. При этом устойчивое развитие предприятий в регионе (городе) должно формироваться на основе мониторинга рисков и управления стойкостью, а так же путем создания эффективной системы принятия решений, формирования наилучших доступных технологий (НДТ) и стандартов в области комплексной безопасности.
 
Следует подчеркнуть, что в настоящее время данные вопросы рассматриваются вне их взаимосвязи. Поэтому необходим комплексный подход к реализации ФЗ № 184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании», определяющий виды безопасности в содержании и применение технических регламентов (статья 6) в отношении возникающих при «разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям и связанным с требованиями к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации» (статья 1). Федеральный закон о техническом регулировании определяет «безопасность как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни
или здоровья граждан, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений», и рассматривает следующие виды безопасности: биологическую, химическую, ядерную и радиационную, излучений, электрическую, взрывов, пожарную, термическую, механическую, промышленную (техногенно-технологическую), электромагнитную совместимость работы приборов и оборудования. С учетом появления новых опасностей необходимо также предусматривать меры информационной и компьютерной безопасности.
 
Для информационной поддержки принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в АПК «Безопасный город» используются структурированные системы мониторинга и управления инженерными системами. Комплексное обеспечение безопасности, как «управление стойкостью», достигается оптимизацией стойкости объектов путем риск-информированного управления существующими уязвимостями и доступными адаптационными возможностями. «Управление стойкостью» не заменяет, а дополняет и расширяет «управление рисками» с использованием более детального и полного учета организационных, экономических реалий и существующих уязвимостей подсистем объектов. При формировании АПК «Безопасный город» необходимо учитывать, что в настоящее время происходит систематическое увеличение уровня негативного воздействия на окружающую среду со стороны предприятий, работающих на экологически неэффективном оборудовании. Несоблюдение требований безопасности вызвано: отсутствием специальных знаний и навыков в обеспечении безопасности, несовершенством систем комплексной безопасности, недостаточным объемом использования инновационной продукции, отсутствием нормативно-технической документации в области стандартизации и технического регулирования. Этот пробел необходимо ликвидировать с помощью формирования наилучших доступных технологий (НДТ) и стандартов в области комплексной безопасности.
 
Переход к государственному регулированию на основе применения наилучших доступных технологий является необходимым условием для обеспечения конкурентоспособности российской промышленности и транспорта. С 1 января 2018 года
статья 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» будет дополнена подпунктом 7.6, которым в обоснование комплексного экологического разрешения включаются требования по внедрению НДТ (в целях применения при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициента «0») и установка средств учета. С 1 января 2019 года будет необходимо оформлять комплексное экологическое разрешение, а с 1 января 2020 года при внедрении наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду будет применяться коэффициент «0». Данная работа ведется во исполнение распоряжения Правительства РФ № 398-р от 19.03.2014 г., которым утвержден комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы НДТ и внедрение современных инновационных технологий. Повсеместная установка средств учета на предприятиях позволит организовать мониторинг их состояния с интеграцией в АПК «Безопасный город».
 
Включение в АПК «Безопасный город» всех этих дополнений позволит сформировать систему комплексной безопасности в соответствии с основными положениями Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» и адекватную воздействиям в течении ближайших пяти лет.
 
Цель АПК «Безопасный город» должна формулироваться наряду со стратегическим планированием социально-экономического развития также с учетом:
безопасности на основе управления рисками и стойкостью в условиях деструктивного воздействия на городские объекты природных, техногенных факторов, актов незаконного вмешательства, с учетом человеческого фактора и уровня культуры безопасности;
 
качества на основе непрерывного повышения качества всех организационных процессов (планирования качества, оперативного управления качеством, обеспечения и улучшения качества);
уровня патриотической бизнес-этики (честностью бизнеса, добросовестностью) на основе повышения квалификации, контроля компетенций персонала и повышения их уровня, формирования патриотизма, культуры безопасности, качества продукции и услуг, соблюдения норм и правил, неявно определенных или неопределенных законодательством, влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества региона (города). Решение этих задач аппаратно-программным комплексом «Безопасный город» в соответствии с основными положениями Федерального закона от
28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» будет способствовать формированию устойчивого развития и обеспечению качества жизни города и региона. Защищенность объектов промышленности, транспорта, ЖКХ в городе и регионе при
этом обеспечивается формированием общественной безопасности на базе систем мониторинга рисков и управления стойкостью в условиях деструктивного воздействия природных, техногенных факторов, актов незаконного вмешательства, а также с учетом
человеческого фактора и уровня культуры безопасности. Система поддержки принятия решений ситуационного центра АПК «Безопасный город» строится на основе баз знаний, использующих оценки уязвимости, планы безопасности объектов промышленности и транспортной инфраструктуры, объектов ЖКХ на основе механизма управления ситуацией. Таким образом система поддержки принятия решений имеет свое назначение для построения необходимых процессов управления различными видами общественной безопасности: промышленной, пожарной, эксплуатационной, энергетической, экологической безопасности, охраной окружающей среды города и региона, общественной и личной безопасности жителей города и региона.