Развитие студенческого движения в области управления качеством – путь становления инновационной России

В настоящее время без выявления и поддержки талантливой молодежи невозможно инновационное развитие страны. Управление качеством – это ключ к развитию современной России. Фундамент качества закладывается воспитанием и обучением, поэтому следует решать вопрос о всеобщем образовании в области управления качеством в масштабах всей страны. Ежегодно, начиная с 2011 года, в конце ноября в Курске в Юго-Западном государственном университете (ЮЗГУ) проводится Всероссийская студенческая олимпиада по управлению качеством (рис. 1).
 
Олимпиада заслужила общественное признание и популярность, ежегодно она собирает талантливую молодежь со всей территории Российской Федерации из ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов в области управления качеством. Это интеллектуальное соревнование придает существенный импульс активизации участия студентов и молодежи в решении актуальных проблем качества жизни российского общества.
 
Основная цель проведения олимпиады – повышение качества подготовки специалистов в области управления качеством.
Главные задачи этого мероприятия – выявление одаренных студентов в области управления качеством с целью формирования кадрового потенциала для научно-исследовательской, административной и предпринимательской деятельности; повышение интереса студентов к избранной профессии; совершенствование учебной и внеучебной работы со студентами.
 
Совместно с ЮЗГУ огромный вклад в подготовку и проведение олимпиады вносит Академия проблем качества и лично первый вице-президент Академии Борис Васильевич Бойцов (рис. 2). Также организаторами олимпиады постоянно выступают Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет, МАИ), Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского
(МАТИ), Белорусский государственный технологический университет, Курская торговоромышленная палата, ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Курской области», ЗАО «Курский электроаппаратный завод».
 
Очень приятно, что в 2013 году президиум МОО «Академия проблем качества» принял решение поддержать ходатайство оргкомитета о присвоении традиционно проводимой на базе Юго-Западного государственного университета Всероссийской студенческой олимпиаде по управлению качеством имени выдающегося отечественного ученого, организатора, государственного и общественного деятеля в области качества Василия Васильевича Бойцова (рис. 3). Это способствовало укреплению престижа, значительному повышению общественного признания и популярности олимпиады. В результате возросла активность студентов и молодежи в решении актуальных проблем качества жизни российского общества, так как именно В.В. Бойцов стоял у истоков создания современной отечественной государственной системы стандартизации, эталонной базы страны, занимающих важнейшее место в решении вопросов организации производства и улучшения качества продукции.
 
В адрес оргкомитета Всероссийской студенческой олимпиады по управлению качеством им. В.В. Бойцова постоянно поступают поздравительные правительственные телеграммы из Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта), так в 2014 году организаторов и участников олимпиады приветствовал руководитель Росстандарта Алексей Владимирович Абрамов.
 
Постоянно расширяется география и растет количество команд-участниц олимпиады. Например, в 2014 году в ней приняли участие 30 команд из 25 вузов России, осуществляющих подготовку специалистов в области управления качеством, а также команда из Белоруссии.
 
Всероссийская студенческая олимпиада по управлению качеством имени В.В. Бойцова с международным участием проводится в виде состязания студентов в творческом применении знаний и умений по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам специализации (метрология, стандартизация и сертификация; статистические методы в управлении качеством; средства и методы управления качеством; управление процессами и т.д.), изучаемым в высших учебных заведениях, а также в профессиональной подготовленности будущих специалистов.
 
Для организационно-методического обеспечения и подведения итогов олимпиады приказом ректора университета создаются оргкомитет и конкурсная комиссия. Оргкомитет формирует конкурсную комиссию (жюри) олимпиады из представителей ЮЗГУ уководителей команд-участников.
 
Олимпиада проводится в три этапа (рис. 4). I этап – тестирование. Проводится на компьютере с целью выявления уровня знаний студентов по общепрофессиональным направлениям и по специализации. Представляются вопросы по следующим дисциплинам: метрология, стандартизация и сертификация; статистические методы в управлении качеством; средства и методы управления качеством; управление процессами, квалиметрия и т.д.
 
Каждый участник олимпиады отвечает на все вопросы, выводимые программой на экран компьютера, после чего по результатам пройденного теста системой компьютерного тестирования формируется отчет.
 
Подсчет баллов осуществляется суммированием правильных ответов. Максимальное количество баллов за 50 вопросов составляет 50. Время тестирования 30 мин.
 
II этап – ситуационная задача. Данный этап включает определение ситуации для анализа, обсуждение командой в течение двух часов с использованием нормативных документов и представления решения в конкурсную комиссию в письменном виде.
 
Тема для анализа ситуаций утверждается оргкомитетом ежегодно. Возможны, например, следующие темы: «Анализ процесса и разработка управляющих воздействий», «Аттестация испытательной лаборатории», «Использование статистических методов для
анализа производственных ситуаций», «Внутренний аудит СМК», «Квалиметрическая оценка качества продукции и услуг» и т.д. Предлагаемая тематика относится к организациям и предприятиям, работающим в сфере машиностроения, металлообработки,
пищевой промышленности и услуг различных форм собственности.
 
II этап – ситуационная задача, – проводится в виде письменной работы и оценка ответов осуществляется по десятибалльной шкале по следующим критериям:
• правильность и полнота ответа;
• оригинальность подхода к решению задачи;
• содержание конкретных ссылок с указанием разделов и пунктов на нормативные документы;
• аргументированность и обоснованность выводов;
• оригинальность разработанных мероприятий.
 
Подсчет баллов осуществляется суммированием баллов, начисленных в соответствии с показателями. Максимальное количество балов составляет 50. III этап – презентация. Участие в данном этапе предполагает выступление с презентацией, которую участники готовят предварительно. Темы презентаций ежегодно утверждаются оргкомитетом олимпиады, доводятся до сведения участников в информационном письме и размещаются на сайте.
 
Презентация создается при помощи программы Microsoft Office Power Point с использованием возможностей данной среды. Приветствуется использование других компьютерных программ, фотои видеоматериалов, звукового оформления.
 
Содержание презентации должно отражать:
• раскрытие темы;
• наличие и обоснованность графического оформления (фотографий, схем, рисунков);
• грамотность изложения;
• наличие интересной дополнительной информации по теме.
 
Оформление презентации:
• единство дизайна всей презентации;
• обоснованность применяемого дизайна;
• единство стиля включаемых в презентацию рисунков;
• применение собственных (авторских) элементов оформления.
 
Принципы структурирования материала, полнота раскрытия содержания, виды анимационных эффектов определяются создателями презентации. Просмотр работ конкурсной комиссией проводится во время проведения третьего этапа олимпиады.
 
Конкурсные презентации оцениваются по десятибалльной шкале по следующим критериям:
• содержание: раскрытие темы, логичность построения, емкость и полнота;
• оформление: дизайн, грамотность, аргументированность, наглядность;
• использование мультимедийных эффектов: фото- и видеоматериалов, звукового оформления, анимации и т.д.;
• оригинальность презентации;
• четкое планирование работы всей команды и каждого члена команды.
 
Максимальное количество баллов при оценке презентации – 50 баллов.
 
По результатам первого этапа олимпиады-тестирования – определяются лидеры, набравшие максимальное количество баллов, и распределяются места среди участников и команд. Победители и призеры в личном и командном первенстве, занявшие с первого
по третье места, отмечаются дипломами и кубками. По результатам второго этапа – cитуационная задача и третьего этапа – презентация определяются команды, набравшие максимальное количество баллов. Победители и призеры в командном первенстве,
занявшие с первого по третье места, отмечаются дипломами и кубками.
 
Победителями и призерами всей олимпиады признаются команды, занявшие I, II, III места по сумме баллов, набранных на всех этапах, и отмечаются дипломами и главными кубками победителей. Конкурсная комиссия ежегодно утверждает и дополнительные номинации: приз Академии проблем качества, специальный приз ректора ЮЗГУ и т.д.
Олимпиада играет важную роль в подготовке квалифицированных производственных и научнотехнических кадров. Такое благое начинание всегда должно находить понимание и поддержку на федеральном и региональном уровнях и в научнообразовательной среде, и со стороны бизнес-сообщества.
 
Современные инструменты качества позволяют достичь высоких результатов не только
в производственно-технологических системах, но и в повседневной жизни. Поэтому олимпиада необходима также и для понимания нашей молодежью того, что ответственность за будущее, за качество жизни последующих поколений целиком ложится на них. Участие в олимпиаде позволяет студентам раскрыться, найти единомышленников из других городов, поверить в себя и стать в будущем хорошим
специалистом в области качества.
 
Всероссийский «ликбез» в области управления качеством необходимо начинать с молодежи, поскольку именно молодежь может стать тем базисом, на котором можно построить СОВЕРШЕННЫЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ МИР.