Педагогические идеи апостола Павла в контексте светской педагогики

Духовно-нравственные ценности играют важную роль в жизни человека и общества.
К сожалению, вследствие тех социальных и политических изменений, которые совершались в российском обществе, произошло разрушительное воздействие на традиционные национальные духовно-нравственные ценности и идеалы. Во многом современная молодежь утратила нравственные основы стабильного общественного
развития, перестала быть восприемницей отечественной истории и культуры. Все это привело к разрушительным последствиям. Поэтому становится такой актуальной проблема упадка нравственной культуры нынешнего поколения, роста утилитаризма и прагматизма в его отношении к жизни. Все это требует скорейшего разрешения,
что представляется возможным лишь при условии организации системы духовноравствен-
ного воспитания в школах и вузах. Важно дать подрастающему поколению не набор знаний, это еще не есть воспитание, но необходимо уделить внимание качеству воспитания подрастающего поколения на идеалах православной культуры.
 
Почему именно христианской культуры? Христианские идеалы и принципы носят вневременной характер, не зависят от социально-политических перемен или идеологической моды, а значит, могут послужить надежными ориентирами при построении новых образовательных систем.
 
Одним из более ярких выразителей христианских педагогических идей является апостол Павел [1]. Прежде всего, следует выделить центральную идею педагогических взглядов апостола Павла. И здесь необходимо сказать о таком термине, как «христоцентричность». Христоцентричность является основополагающим принципом педагогики ап. Павла, так как Христос для него есть главный центр, основание, идеал и цель [2]. Христоцентричность в данном случае означает, что Христос становится ядром педагогического учения. При этом теоретическим основанием христианской педагогики является учение Иисуса Христа. Апостол Павел отмечает, что в нас должны быть те же чувства (Фил.2,2,5), мысли (Кор. 2,16) и воля (Ин. 15,4,6,10), что и у Христа.
 
Главной целью всей педагогики апостола Павла является необходимость связать педагогическую деятельность с идеей спасения. По учению апостола Павла, педагог должен вести воспитуемых к высшей цели –к спасению [3]. Как говорит ап. Павел:
«Благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился. Так как мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2, 8-10). Будучи орудием в руках Божьих, педагог, по учению апостола Павла, должен вести ребенка не к себе, а –посредством собственных
и совместных усилий –к Христу.
 
Апостол Павел формулирует основные принципы, способствующие делу спасения и утверждающие воспитуемых на пути к Христу. Он пишет: «Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3, 20-21). «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6, 3-4).
 
В этих словах апостол Павел обозначает очень серьезную проблему. Взаимоотношения воспитателей и воспитуемых должны носить обоюдный характер –«дети, будьте послушны родителям», и «отцы, не раздражайте детей ваших» –как две чаши весов. В зависимости от того, насколько эти чаши будут сбалансированы, настолько процесс
воспитания будет гармоничным [4].
 
Практическим воплощением педагогических идей апостола Павла являлась его миссионерская деятельность. В качестве примера можно привести проповедь апостола Павла в Афинах. Прежде всего он внимательно наблюдает за жителями этого города. Апостол Павел сначала узнал, чем, так сказать, «дышат» афиняне, соприкоснулся с их
жизнью, попытался разобраться в ней, почувствовать ее. Город, в котором находилось большое число языческих идолов, заставил его возмутиться духом, но эти свои чувства апостол Павел никак не проявил. Вот второе правило педагога –сдерживание эмоций, коррекция личных ощущений и впечатлений.
 
И далее мы видим, что апостол Павел начинает свою проповедь не с укоров, не с обличений, он вообще ничем не отделяет себя от слушателей. Это-то и дает ему возможность естественно и легко связать реальное бытие своих собеседников с тем новым знанием, которое он хотел донести до них. Павел строит свою речь педагогически очень
грамотно, так, чтобы все слушатели могли ее не только понять, но и принять [5]. Сначала он говорит почти холодно, просто информируя, но с каждой фразой его речь все больше приобретает черты пророчества и призыва. Но вот чего нельзя не заметить: имя Христа апостол Павел в первом своем обращении к просвещенным греческим язычникам
так и не произносит, он лишь подводит своих слушателей к пониманию нового мира, который оставил Христос. Мы видим, что на протяжении всей речи апостол Павел ни на мгновенье не забывает о своих слушателях, стараясь максимально учитывать возможности их восприятия. Здесь педагогический процесс, начинаясь педагогическим воздействием воспитателей на воспитуемых, органически переходит в их взаимодействие, высшим результатом которого должно стать их единство в духе христианской любви.
 
Педагогическое воздействие, по ап. Павлу, должно быть движимо чувством любви и помощи; результатом же взаимодействия должен стать душевный контакт воспитателей и воспитуемых, приводящий их к духовно-эмоциональному созвучию, единодушию, единомыслию –нравственнопедагогическому единству. Оно будет возможным при условии умножения истинной любви на пути к Христу (Еф. 4,15).
 
Апостол Павел особое внимание обращал на трудовое воспитание. Так, выражение «Кто не работает –тот да не ест» у старшего поколения устойчиво ассоциируется с публицистикой первых лет советской власти, но столь популярная формула атеистических лет взята из посланий апостола Павла: «Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фесс. 3:10).
 
Трудовое воспитание –очень важный, веками проверенный принцип воспитания гармонично развитой личности. В процессе воспитания труд выступает как ведущий фактор развития личности, способ творческого освоения мира, обретения опыта деятельности в различных сферах, в том числе и духовной. Вслед за апостолом Павлом вся святоотеческая литература насыщена мыслью о необходимости трудиться над созиданием своего собственного духовного мира, своей души. Апостол Павел утверждает, что труд может быть не только физический или умственный, но и духовный. Понимание этого может существенно обогатить внутренний мир детей.
 
Следует выделить современные педагогические системы, наиболее близкие по своему содержанию педагогическим идеям апостола Павла. Здесь, прежде всего, следует выделить модель «Русская школа». Ее концептуальные положения: русская школа в современных пространственно-временных (политических, экономических, социальных)
координатах является средством национальной самозащиты, где только и может сохраниться великая русская культура [6].
 
При анализе вопроса о «Русской школе» отметим, что православная церковь всегда старалась приспособиться к национально-культурным особенностям народов, как в примере с Афинами, среди которых она вела свою проповедь. Подобная ориентация опирается на принцип, сформулированный еще ап. Павлом: «Для иудеев я был
как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона –как чуждый закона, –не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, –чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался
всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть участником его» (1 Кор. 9: 20-23). Свойственный всей педагогике в целом принцип учета особенностей учащихся, их культурного, национального происхождения во многом перекликается с мыслями ап. Павла.
 
Выделим основные принципы «Русской школы», созвучные педагогическим идеям апостола Павла.
•Соборность. Взаимоотношения участников педагогического процесса в «Русской школе»
основываются на соборности, сотрудничестве, сотворчестве, соразвитии. Соборность в обучении означает единение множества «Я» вокруг общего дела при сохранении индивидуального и коллективного.
•Сотрудничество –это совместное напряжение, совместный труд участников какого-либо
дела. В процессе обучения сотрудничество восходит к сотворчеству –совместному созиданию, соавторству в создании материальных и духовных ценностей.
•Семейное воспитание. Основы личности ребенка закладываются в семье, поэтому построение «Русской школы» тесно связано с сохранением русской семьи, ее воспитательного уклада [7].
 
Отметим, что основой духовно-нравственного становления личности является воспитание в семье, которая, согласно ап. Павлу, рассматривается как «малая Церковь» (Рим. 16:4). Главой «малой Церкви», так же как и главой Вселенской Церкви, является Господь. Семья устроена иерархически: муж –глава жене, жена –послушница мужу, дети находятся в послушании у родителей. Иерархическое устроение семьи способствует духовному становлению личности в разные периоды ее развития и раскрытию ее психофизических сил при условии признания каждым членом семьи этих Богом установленных обязанностей спасительными и обязательными [8].
 
Также следует сказать и о педагогических разработках Ш.А. Амонашвили [9]. Он уделяет
особое внимание становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Апостол Павел отмечал, как постепенно в христианине раскрываются лучшие качества: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16).
 
Ш.А. Амонашвили особо указывает на любовь к ребенку и максимальную самоотдачу педагога как основу воспитательного процесса. Об этом очень много в свое время говорил ап. Павел. «Любовь есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14), –пишет ап. Павел, оставивший целый гимн любви – тринадцатую главу 1-го послания к Коринфянам.
 
Эта глава написана с огромной силой и глубиной мысли. Ап. Павел четко конкретизирует основные признаки истинной любви. Среди них выделяется способность учителя и родителя сдерживать себя. «Любовь не раздражается», –пишет апостол Павел. О самоотдаче ап. Павел говорит: «Любовь не ищет своего». Согласно ап. Павлу, педагогу необходимо всецело отдать себя детям.
 
Таким образом, в трудах апостола мы находим идеи воспитания и духовно-нравственного становления личности, такие понятия как христоцентричность, правильное понимание свободы человека, послушание, а главное –любовь. Только при таких условиях возможно качественное воспитание молодежи, духовное становление человека как личности.
 
Опираясь на идеи апостола Павла для современной России как общества христианского типа можно предложить культурно-цивилизационный подход к формированию понятия «духовно-нравственная культура». Только возвращаясь к традициям, поддерживающим духовно-нравственное становление личности ребенка, возможно качественное воспитание детей в российском обществе.