Курская Коренная пустынь как центр формирования духовных ценностей

Качество жизни – это определенный синтез его материальных и духовных основ. В этом синтезе определяющим фактором во все большей степени становятся духовные основы. Всем известна истина: не хлебом единым жив человек. Более того, человек становится человеком, если для него ведущее значение приобретают поиски хлеба «духовного»,
«насущного». Мир духовный для такого человека становится тем «солнцем», которое выявляет его сущность [1].
 
Духовность не измеряется физическими величинами. Ее нельзя выразить количеством
произведенных материальных благ на душу населения. У духовности иная мера – система ценностей, определяющая смыслы жизни и поступки людей [1].
 
Духовность раскрывается через систему ценностей.
Благо понимается как высшая ступень в иерархии ценностей;
добро – нормативно-оценочная категория, в предельно обобщенной форме обозначающая
должное и нравственно-положительное;
смысл жизни и его обретение есть величайшее благо в жизни человека;
идеал выражает духовную устремленность человека к чему-то значимому и совершенному;
правда (истина) есть одна из величайших ценностей, определяющих значимость человеческой жизни;
справедливость – понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах;
красота выражает духовную устремленность человека к прекрасному;
вера – качество духовного состояния человека, позволяющее придать смысл его бытию;
надежда – качество духовного состояния человека, открывающее ему перспективу и придающее значимость его духовным усилиям;
любовь – духовная энергия человека, связывающая его с другими людьми и мирозданием в целом;
счастье – состояние человеческой души, которое соответствует в наибольшей степени внутренней удовлетворенности, выражает полноту и осмысленность человеческой жизни.
 
Ценности определяют направленность духовных усилий человека, выражают их глубину и напряженность, оказывают регулятивное влияние на то, как и каким образом формируются у людей мотивы их поведения и поступков [1].
 
Огромную роль в формировании духовных ценностей играют святые места земли русской. Одним из таких мест является Курская Коренная пустынь, которая, как и в прежние века, являет собой пример живоносного источника, питающего российский народ живительными силами православной веры.
 
Из глубокой древности дошли до нас сведения о явлении чудотворного образа Богородицы. Произошло это в бедственную для русских людей пору, когда многие города и селения были разорены, опустошены, обезлюдены нашествием монголотатарских полчищ Батыя. Не избежал этой горестной участи и курский край.
 
В 1295 году, 8 сентября два охотника промышляли в лесу в 28 километрах от Курска. Вдруг один из них увидел, утверждает летописец, «близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это, оный муж поставил честно обретенную им икону «Знамение» Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси» [2]. Это историческое событие
запечатлено в скульптурной композиции, которая установлена справа при входе в монастырь. Ее автор –знаменитый скульптор, народный художник России, академик, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков.
 
Место явления святыни стали посещать паломники. Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести икону в город Рыльск. Чудотворный образ торжественно встречали жители города. Однако князь уклонился от торжества и был наказан за это слепотою. Раскаявшись и получив исцеление, князь, умиленный этим чудом, соорудил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена чудотворная
икона. Однако она чудесным образом исчезла и возвратилась на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно брали икону, но всякий раз она вновь оказывалась в Коренной пустыни.
 
В 1383 году курская земля подверглась новому разграблению татар. Захватчики решили сжечь часовню, но она не загорелась. Тогда они схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили в разные стороны. Благочестивый старец Боголюб позже нашел эти части иконы, сложил их вместе, и они тут же срослись.
 
Слава о чудесах иконы дошла до царя Федора Иоанновича. Он обратил внимание на судьбу города, о котором напоминал чудотворный образ. В 1597 году государь повелел возобновить город Курск на прежнем месте, где он находился до Батыева разорения. А чудотворная икона «с великою честью, ради поклонения» была перенесена в Москву. Царь приказал сделать вокруг иконы особую кипарисную доску с изображением ветхозаветных пророков с хартиями в руках. Сделан был серебряный с позолотой оклад, его украсили жемчугом и драгоценными камнями, а также прикрепили к окладу пелену, собственноручно расшитую золотыми нитями царицей Ириной и дочерью, княжной Феодосией.
 
В таком великолепном убранстве икона была возвращена обратно в Коренную пустынь, где царь повелел построить монастырь с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Потом, при нашествии крымских татар икона для безопасности была перенесена из Коренной пустыни в Курск, в Соборный храм, а в пустыни был оставлен список с нее [3].
 
Когда в годы царствования Бориса Годунова из-за неурожая был голод, куряне слезно молились перед своей небесной заступницей и с крестными ходами просили о плодородии земель. И чудо произошло: курские земли принесли для России большой урожай. Перед чудотворным образом куряне молились и во время осады поляками Курска в 1612 году. В благодарность за спасение горожане построили монастырь во имя Знамения Пресвятой
Богородицы.
 
В 1618 году по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы в Коренной пустыни, в девятую пятницу после Пасхи, икона впервые была перенесена из Курска в Коренную. Так было положено начало крестным ходам. Зимним местом пребывания святыни стал Знаменский собор Курска, а летним – Коренная пустынь.
В Знаменский собор икону традиционно переносят 12(25) сентября. Величественные и торжественные крестные ходы собирали многие тысячи людей. Сохранилось предание о том, что, когда первые богомольцы входили в Коренную, последние еще были в Курске. Так велико было безбрежное море притекающих под сень иконы паломников. Картину
крестного хода передает знаменитое полотно Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии».
 
Курская святыня не раз становилась покровительницей русского воинства. Перед Полтавской баталией Петр I вместе с графом Борисом Шереметевым заезжали в Коренную пустынь и молились перед чудотворным образом о даровании побед. В 1812 году Курское городское общество послало в действующую армию к Михаилу Кутузову список с чудотворной курской иконы, перед которой полководец усердно молился.
 
В 1892 году икона Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская Коренная прославилась благодатной помощью и избавлением курского края от разразившейся в это время страшной эпидемии холеры [2, 3]. В XX веке Курская Коренная икона, разделив судьбу России, стала спутницей русских людей за границей. В конце октября 1919 года чудотворный образ покинул пределы курского края. Из Афонского подворья икону перенесли в Константинополь, потом в греческий город Салоники, затем в древнюю столицу Сербии город Ниш, в пригород Белграда – Земун. Так начался крестный путь иконы за пределами Отечества. В настоящее время икона находится в США. Святыня посещает приходы США и других стран, где живут русские люди. Она поистине
считается Одигитрией всего русского зарубежья. Древняя традиция проведения крестных ходов за святой иконой Божией Матери «Знамение» Курской Коренной была возрождена в 1990 году. В современных крестных ходах участвует список иконы начала XX века – точная копия чудотворного образа. Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, святая вода из живоносных источников Коренной пустыни дает
силы и укрепляет в вере православных людей. Несколько лет назад в центральной части монастыря был установлен памятник преподобному Серафиму Саровскому. Великий подвижник православия – уроженец города Курска. Он не раз бывал в монастыре, а от чудотворной иконы «Знамение» Курской Коренной получил в 10-летнем возрасте
исцеление от тяжелой болезни.
 
Курская Коренная пустынь остается удивительным, славным и тихим местом, где всегда можно найти душевный покой. Духовная основа является главной составляющей качества нашей жизни, и такие святые места как Курская Коренная пустынь постоянно напоминают нам об этом.