Качество жизни в экспликации современной философией качества

Качество – одна из уникальных философских категорий, которая позволяет оценить самое
непознанное, противоречивое и субъективное философское понятие – жизнь. Одна из последних тенденций современной науки (философии, социологии, политологии, экономики) – оценка качества жизни. В данном вопросе присутствует дуализм мнений: часть научных деятелей предлагает рассматривать качество жизни как единое «качество», отражающее все многообразие человеческого бытия; другие же специалисты определяют не качество, а качества жизни и анализируют совокупность качеств.
 
Ярким представителем последнего мнения является современный итальянский философ Марко Негри, он рассматривает три уровня ценностных качеств жизни: структурные (первичные), фундаментальные (базовые) и связанные с субъектом (представлены размышлениями людей об их собственном Я или воле) [1]. Точка зрения Марко Негри довольно спорна в рамках отечественной философии качества (квалитологии) [2]. Однако именно своей неоднозначностью она привлекательна для философов данного направления.
 
Исследования российских ученых в области философии качества также затрагивают проблему качества жизни, причем в нескольких ракурсах. Так И.В. Бестужев-Лада, В.Н. Бобков, А.А. Давыдов и др. рассматривают качество жизни с понятийной, сущностной стороны, пытаясь прийти к единой формулировке данного понятия. Область научных
интересов М.Б. Лига, А.И. Субетто в рамках философии качества – создание моделей качества жизни. Ученые, занимающиеся разработкой показателей качества жизни, методики оценки, – С.А. Айвазян, Е.В. Давыдова, А.Е. Когут [3]. Исследования качества жизни в философском аспекте определяются многообразием понятийного аппарата самого качества жизни, полинаправленностью деятельности и отсутствием унифицированных моделей, идентифицирующих качество жизни.
 
Качество жизни человека и общества в целом характеризует государство: политику, экономику, социальную сферу и т.д. Новейшая парадигма качества затрагивает в первую очередь глобальные объекты мира, а далее по цепной реакции в качественную революцию вступают локальные и индивидуальные объекты. Однако сложность и субъективность данной революции в том, что объекты и субъекты парадигмы качества постоянно меняются местами. Человек направляет свои умозаключения и действия в сторону качества, однако он и сам является объектом качественной революции. Поэтому философия качества – стратегия развития России, в рамках которой преобразуются не только материальные блага человечества, но и сам человек.
 
Многие страны (Япония, США, Швейцария и др.) уже встали на путь качественной революции, преобразовав свою экономику, политику, инженерию, медицину [4]. Нельзя забывать, что качество в первую очередь – философская категория, которая несет в себе высокую духовную сущность. Качество должно быть не только осмысленным и креативным, оно должно иметь сильное духовное начало. Это, возможно, и есть ключевая цель качества.
 
Цель категории качества жизни в рамках современной философии качества не ограничивается духовным ориентиром. По моему мнению, цель качества жизни характеризуется:
• мировоззренческой направленностью: социум живет в качественно многообразном мире. Мироздание на микро- и макроуровнях представляет собой качественные особенности, характеризующиеся пространственно-временной спецификой;
• логико-гносеологическим и методологическим состоянием: познание тех или иных процессов, в которых живет человек и существует социум, побуждает человека к выявлению их качественных характеристик, открытию их новых свойств, взаимосвязей и взаимоотношений. Используемые для этого методики и методологии учитывают качественные характеристики и свойства исследуемых процессов;
• психологическими ориентирами: качественная деятельность, организованная на высоком уровне, а также качество климата профессиональной среды вызывают положительные творческие эмоции и чувства, принося удовлетворение. Качество в свою очередь положительно влияет на человека;
• эстетическими и этическими нормами и принципами. Высоконравственный человек креа
тивно организует свою деятельность, ориентируясь на принципы качества, и прилагает максимум своей душевной энергии на его достижение. Эстетика качества, красота определяют воспитание, человеческие качества;
• общественным базисом: стремление человека жить и работать в качественном социуме, в котором созданы комфортные условия для его жизни и творчества. Общество должно иметь определенные качественные особенности: целостность, духовность, демократичность, гуманизм и т.п.;
• производственными условиями: значимость качества определяется материалами, проектированием, технологиями, персоналом и т.д. Результат таких условий – высокое качество продукции, процессов, услуг.
 
Категория «качество жизни» в квалитологическом контексте раскрывается как:
1. Ценностная характеристика жизни человека и общества.
2. Переменная категория, способная к трансформированию и превращению под влиянием различных целей и факторов.
3. Основополагающая составляющая оценки уровня жизни общества на микро- и  макроуровнях.
 
Уровень осознания и понимания сущности категории «качество жизни» определяют:
• философский лейтмотив личности, ее нравственные ориентиры;
• общественная основа, т.е. социум, условия труда, творческая реализация;
• духовные факторы – удовлетворенность человека условиями жизни, творчества, конкретной деятельности;
• технологические факторы, характеризующие значимость всех окружающих человека материальных объектов.
 
Резюмируя, можно утверждать, что качество жизни в аспекте современной философии качества определяется как удовлетворенность человека уровнем реализации духовных, культурных потребностей, своей жизнедеятельностью в условиях социума. Для квалитологического подхода актуальна взаимосвязь качества жизни с духовностью,
нравственностью, эстетикой, справедливостью и благополучием.