Управление качеством на предприятиях малого бизнеса Курской области на примере ООО «Спортэкс»

Можно сказать, что трикотажное производство на данный период времени является одним из традиционных в Курской области. Родоначальником этой деятельности стал Курский трикотажный комбинат, но с переходом на рыночные условия хозяйствования пошивом трикотажных изделий стали заниматься также и малые предприятия Курска и Курской области. К их числу относится и ООО «Спортэкс», созданное в 1995 году.
 
С момента образования и по настоящее время «Спортэкс» занимается выпуском трикотажных изделий детского ассортимента. За два десятилетия разработано большое количество моделей (рис. 1). ООО «Спортэкс» выпускает продукцию только высокого качества, широкой цветовой гаммы и в соответствии с основными тенденциями детской моды. Вся продукция сертифицирована [1]. Предприятие активно участвует в московских выставках, проходящих на ВДНХ, что способствует расширению рынка сбыта продукции.
 
Распределение долей рынка по Курской области для предприятий, занимающихся выпуском детской одежды, представлено на рис. 2.
 
Руководство предприятия активно развивает идеи качества, продвижению которых в Курской области немало способствует губернатор Александр Николаевич Михайлов. В частности, участвуя в программах качества, которые курирует Александр Николаевич, директора ООО «Спортэкс» заинтересовались проектами разработки и внедрения на предприятии системы менеджмента качества (СМК). В результате была изучена концепция СМК, учтены все достоинства и недостатки системы.
 
Несмотря на то, что СМК представляет собой такую систему управления организацией, которая ориентирована на стабильный выпуск продукции и оказание услуг требуемого потребителями качества, оптимизацию управляемости и финансовых потоков предприятия, на заинтересованность персонала в конечном результате своего труда,
не всем предприятиям выгодно внедрять, а затем и сертифицировать СМК. К таким организациям, прежде всего, можно отнести предприятия малого и среднего бизнеса, на повестке которых в настоящее время достаточно остро стоит вопрос о поиске, а впоследствии и внедрении системы или методов управления качеством процессов, которые бы не только полностью удовлетворяли руководство и весь персонал, но и эффективно работали.
 
В ООО «Спортэкс» не стали отказываться полностью от использования СМК. В рамках системы менеджмента качества на предприятии была разработана мотивационная концепция, куда вошли политика и цели в области качества, т.к. последние побуждают персонал ориентироваться на потребителя и процессный подход.
 
Отметим, что из-за небольших объемов производства предприятия малого бизнеса используют только различные виды контроля, в большинстве своем не применяя методы управления качеством. Но как показала практика, во многих случаях контроль недостаточно эффективен, он позволяет лишь выявить соответствие или несоответствие
результата процесса нормируемому значению, но не обеспечивает управление рассматриваемым процессом. Т.е. мы оцениваем результат только на выходе процесса, и он может быть как положительным, так и отрицательным, в то время как управление качеством предполагает получение только положительного результата и минимизацию потерь.
 
В данной работе рассматриваются вопросы управления качеством на предприятиях малого бизнеса и предлагаются возможные пути их решения. С этой целью рассмотрим для исследуемого предприятия возможные дефекты готовой продукции.
 
В готовом изделии могут наблюдаться следующие виды дефектов:
• сброс петель;
• кривые строчки;
• кривизна рукава;
• загрязнение изделия маслом;
• разрыв оверлочной строчки;
• не состыковка всех пошивочных швов;
• уплотнение ткани (наличие лески);
• не прочно пришиты пуговицы;
• не ровно отстрочен низ изделия.
 
Отметим, что на предприятии применяется стопроцентный контроль готовых изделий,
и данные дефекты до потребителя не доходят, но для предприятия они классифицируются как потери на дефектную продукцию. С целью предотвращения потерь на дефектную продукцию мы предлагаем применить на предприятии «теорию рисков» и классифицировать указанные дефекты как риски. На данный момент деятельность по управлению рисками регламентирована ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Риск менеджмент.
 
Принципы и руководство». С учетом требований данного стандарта в работе были использованы основные этапы модели управления рисками [2]:
• идентификация рисков;
• анализ и оценка рисков;
• обработка рисков;
• мониторинг рисков.
Как видно из рис. 3, наиболее часто наблюдаемыми дефектами являются сброс петель (27%), загрязнение маслом (23%) и наличие лески (25%), т.е. риск возникновения данных дефектов наибольший.
 
Чтобы представить возможные пути предотвращения возникновения указанных выше дефектов, были разработаны причинно-следственные диаграммы (рис. 4 и 5). Мероприятия по предотвращению возникновения сброса петель и уплотнению полотна за счет наличия лески одинаковы.
 
На основе проведенной работы с использованием методов управления качеством, таких как причинно-следственная диаграмма и столбиковая диаграмма, а также рискенеджмент, были разработаны мероприятия по осуществлению мониторинга рисков.
 
В результате была создана программа управления качеством для ООО «Спортэкс», состоящая из мотивационной концепции для персонала предприятия и мероприятий мониторинга рисков, направленных на предотвращение выпуска бракованной продукции.
 
Разработанный комплекс мероприятий был внедрен в деятельность ООО «Спортэкс», что привело к снижению потерь за счет выпуска дефектной продукции на 93,54%.