Совершенствование системы управления сельским хозяйством в регионе на основе системного подхода

Социально-экономическое развитие России, ее место в мире зависят от эффективности региональной экономики и ее конкурентоспособности. В регионах разрабатываются и реализуются программы и комплексные планы социально-экономического развития с учетом территориальных особенностей, в том числе и региональные программы
развития сельскохозяйственного производства в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства [1]. Развитие сельского хозяйства связано с переходом на инновационный путь совершенствования систем управления сельским хозяйством в регионах на основе международных стандартов менеджмента качества. Мировой тенденцией совершенствования управления в органах местного самоуправления с целью повышения эффективности их деятельности, в том числе и в области производства сельскохозяйственной продукции, является внедрение систем управления
качеством [2, 3]. Опыт построения систем управления качеством в органах государственной власти по требованиям стандартов ИСО серии 9000 имеется во многих экономически развитых странах. В РФ в настоящее время такие работы проводятся только в отдельных органах государственной власти. Отсутствие достаточных стимулов для внедрения инноваций, недостаток информации, неразвитость консалтинга – все это препятствует внедрению современных технологий управления. Причины, по которым сами предприятия агропромышленного комплекса не создают системы управления качеством, – неразвитость инновационной инфраструктуры, слабая социальная база сельских территорий при низком кадровом потенциале отрасли, недостаточный уровень финансового обеспечения. Стратегическая цель совершенствования управления сельским хозяйством в регионе состоит в кардинальном изменении подхода к сельскохозяйственному управлению на основе применения международных стандартов.
 
Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Обоценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р утверждены типовые структуры показателей для оценки результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления. Такая нормативная унификация видов деятельности органов местного самоуправления и показателей оценки их эффективности требует в свою очередь от органов государственной власти региона и органов местного самоуправления
унифицированного подхода к организации управления, направленного на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства.
 
Такие задачи как выполнение основных мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства, достижение прогнозных показателей развития сельского хозяйства, повышение качества сельскохозяйственной продукции, как основной составляющей ее конкурентоспособности, могут быть решены только на основе комплекса мероприятий, осуществляемых на различных уровнях управления: на государственном, региональном и на уровне товаропроизводителей. С целью решения указанной проблемы предлагается внедрение системного подхода на всех уровнях
управления.
 
На государственном уровне решаются задачи законодательного и нормативного обеспечения производства сельскохозяйственной продукции, реализация системы мер политического, экономического, социального и правового характера по созданию благоприятной среды для производства сельскохозяйственной продукции: стандартизация, сертификация, ценовая политика, налоговая политика, государственная поддержка и др.
 
На региональном уровне необходимо обеспечивать организацию производства конкретных видов продукции требуемого качества. Для этого требуются согласованные действия органов государственного управления, органов местного самоуправления и конкретных товаропроизводителей. В первую очередь такое согласование требований относится к процессам разработки нормативного обеспечения, планирования, оценки конкурентоспособности продукции и степени удовлетворенности потребителей, сертификации продукции и процессов производства. Работа по гармонизации управления
невозможна без подготовленного кадрового потенциала, что в свою очередь требует разработки нормативного и методического обеспечения работ по созданию систем управления качеством в региональных органах управления и сельскохозяйственных предприятиях. На рис. 1 представлена схема взаимодействия уровней управления сельскохозяйственным производством в регионе в цикле реализации госпрограммы, включающем: планирование, нормативное обеспечение, организацию выполнения, контроль результатов для принятия необходимых управленческих решений.
 
На рис. 2 приведена схема взаимосвязи процессов, входящих в систему управления качеством сельскохозяйственной деятельности, построенная с применением системного подхода, регламентированного ГОСТ ISO 9001-2011. В данной схеме установлена взаимосвязь следующих процессов: управление сельскохозяйственным производством;
маркетинг; планирование; закупки; производство сельскохозяйственной продукции; контроль качества продукции; оценка удовлетворенности потребителей; управление человеческими ресурсами; управление инфраструктурой; управление производственной средой.
 
В отличие от производственных предприятий сельское хозяйство зависит от природнолиматических условий. Основным средством производства является земля, а предметом производства – живые организмы и растения, которые функционируют
по биологическим законам, рабочий период времени не нормирован, деятельность распределена на значительной территории. Существующий диспаритет цен между промышленными и сельскохозяйственными товарами не позволяет сельскохозяйственным предприятиям самостоятельно, без государственной поддержки развивать материально-техническую базу и готовить профессиональные кадры. Следует также отметить, что производственная среда сельскохозяйственных предприятий во многом совпадает со средой проживания сельских жителей: земельные и водные ресурсы, инженерная инфраструктура, и здесь условия не могут быть обеспечены одними с\х предприятиями. В связи с этим только один процесс сельскохозяйственного производства полностью выполняется сельскохозяйственным предприятием: производство сельскохозяйственной продукции. Остальные процессы могут быть выполнены только при организации
взаимодействия с органами власти региона и другими предприятиями и организациями, входящими в агропромышленный комплекс региона.
 
Исходя из целевых задач развития сельскохозяйственного производства в регионе, через
процесс планирования на основе установленных нормативных требований к организации сельскохозяйственного производства, устанавливаются планы развития сельскохозяйственного производства в муниципальных образованиях, а далее и в сельскохозяйственных предприятиях. После установления согласованных планов работ организуются интегрированные процессы выполнения планов, контроля результатов и разработки средств и методов оптимизации сельскохозяйственной деятельности. Стимулом к объединению в общие процессы управления является поддержка таких решений со стороны руководства региона и муниципальных образований, так как включение сельскохозяйственных предприятий в региональные программы поддержки сельхозпроизводителей должны сопровождаться заключением соглашений между руководящими органами региона и муниципальных образований, содержащих их взаимные обязательства по достижению запланированных показателей развития
сельскохозяйственного производства. При этом для улучшения согласованности действий предприятий и организаций, их внутренние системы управления должны быть организованы подобно. Наилучшим образом подобие организации управления на различных предприятиях осуществляется путем создания в них систем управления качеством в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000, что показало работоспособность таких систем при построении различных организаций в промышленности по схеме деловой связи между ними вида «поставщик –потребитель».
 
Гармонизация деятельности по управлению реализацией государственной программы развития сельского хозяйства в органах местного самоуправления и сельскохозяйственных предприятиях, направленная на выполнение плановых показателей
госпрограммы, позволит:
•повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления в области развития сельскохозяйственного производства;
•создать единые для региональных органов власти процедуры деятельности по развитию сельскохозяйственного производства;
•оптимизировать процессы планирования и распределения ресурсов в области сельскохозяйственной деятельности;
•уменьшить необоснованные затраты ресурсов, в том числе затраты времени;
•формировать благоприятный инвестиционный климат в регионе.