Эффективное управление сложнокомпонентными активами в цепи поставок

В рамках комплексного подхода с единых позиций должен решаться весь спектр задач качества по обслуживанию потребителей на основе эффективного управления сложных активов и компонентов на различных этапах жизненного цикла (ЖЦ) цепи поставок [1-4]. Для эффективной реализации производственных, эксплуатационных и сервисных функций в рассматриваемых системах необходимо формирование соответствующих ресурсов, управляемых информационными системами (ИС), среди которых важное место занимает система каталогизации.
 
Указанные системы предназначены для своевременного предоставления актуальной, достоверной, точной и полной информации о спросе на услуги, о текущем состоянии процессов.
 
Традиционная для логистики задача мониторинга состояния процессов поставок сложной
продукции машиностроения должна трансформироваться в решение задач по управлению системой сложно-компонентных ресурсов на основе критериев риска, производительности и снижения затрат на протяжении всего жизненного цикла активов, составляющих стратегическую инфраструктуру цепей поставок. На рис. 1 показана взаимосвязь рассматриваемых факторов.
 
Интерес к ресурсному подходу в экономическом развитии связан с такими тенденциями
как глобализация мировой торговли, развитие адаптивных (интеллектуальных) цепей поставок наукоемкой продукции (модель «живая/расширенная организация»), комплексное использование критериев эффективности в управлении активами.
 
На рис. 2 показано взаимодействие функциональных областей сложной организационно-технической системы (СОТС) в рамках жизненного цикла.
 
Кроме задач поддержания требуемого уровня качества необходима поддержка устойчивости и рентабельности все звеньев цепи поставок. В соответствии с ГОСТ Р 55235.2, менеджмент активов – постоянная и координированная деятельность организации, направленная на оптимальное управление производственными активами и их производительностью, соответствующими рисками и расходами на всех этапах жизненного цикла для достижения и выполнения стратегических планов организации в этой области [5]. От качества принимаемых решений зависит успешность системы менеджмента активов и эффективность управления активами, которые связаны с такими подсистемами как риск-менеджмент и интегрированная логистическая поддержка.
 
Для обеспечения соответствующего качества этих решений необходима объективная информация о сложных активах и зависящих от них преимуществах, недостатках, возможностях и угрозах для функционирования цепи поставок.
 
В качестве этапов жизненного цикла активов рассматриваются проектирование/отбор, разработка/приобретение, использование, техническое обслуживание, обновление, модификация/ наращивание, списание или распоряжение. Для обеспечения конкурентоспособности активов в цепи поставок осуществляется перенос центра тяжести от управления чисто техническими процессами к созданию устойчивой организационно-технической структуры ресурсов в интересах обслуживания потребителей.
 
Такой подход крайне важен для предприятий, которые проводят эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт сложно-компонентных активов для повышения своей конкурентоспособности. Это относится, прежде всего, к железнодорожным, автомобильным, воздушным перевозкам и оборонно-промышленному комплексу страны.
Данные сферы характеризуются наличием сложного оборудования и инфраструктуры с большим количеством стратегически важных компонентов, которыми очень сложно управлять.
 
Для железнодорожной и авиационной инфраструктуры, аэропортов, предприятий авиационной промышленности и оборонно-промышленного комплекса необходимыми требованиями со стороны заказчика является возможность с высоким качеством отслеживать данные об изменениях, которые происходят в течение жизненного цикла, затрагивая [6]:
• управление конфигурациями;
• учет компонентов на протяжении их жизненного цикла;
• управление эксплуатацией;
• управление событиями и рисками.
 
Результатом является повышение рисков невыполнения показателей технической готовности продукции, снижение потенциала предприятий, входящих в цепь поставок. Менеджерам и техническим специалистам предприятий машиностроения требуются автоматизированные решения, которые носят не частный характер, а формируют устойчивую систему управления сложнокомпонентными активами (СКА).
 
Необходимы не только текущие данные о конфигурациях в цепочке «ресурсы – активы – продукция – сервис», но и ретроспективные, а также любые их варианты на протяжении всего жизненного цикла.
 
Организационно-технический механизм позволяет привлекать ресурсы потенциальных
участников цепи поставок (стейкхолдеров) и их обмен (в т.ч. перераспределение) для реализации целей управления. В этом случае требования к параметрам функционирования пересматриваются на основе компромиссных решений, исходя из потребностей заинтересованных участников. Проактивная система мониторинга рисков препятствует возникновению инцидентов и потерь. Подход расширяющегося логистического взаимодействия в сфере транспортного обслуживания и ИЛП базируется на критериях безопасности и устойчивости, а также на возможности синтезировать различные, ранее самостоятельные, модули для повышения результативности ресурсов на протяжении всего жизненного цикла продукции.
 
Соответствующие цели менеджмента СКА могут быть выражены через показатели производительности, безопасности и технического состояния активов. Они должны позволять сопоставлять положения стратегического плана и целей и определять критерии, соответствие которым можно достичь и поддерживать с привлечением других систем (МТО, каталогизации и др.). В настоящее время предприятия должны проактивно повышать устойчивость и надежность ЦП по отношению к различным угрозам. Вместе
с тем вопросы операционных и технологических угроз и сопровождающих их отказов (сбоев) в производственных и логистических процессах практически не рассматриваются. Управление рисками в реальном секторе экономики отчасти развивается в самостоятельно существующих направлениях: промышленной и экологической безопасности, теории надежности и других инженерных дисциплинах.
 
Исходя из современных требований международных и национальных стандартов, под
устойчивостью (resilience) понимают способность активов организации и ее цепи поставок противостоять воздействию инцидента.
 
Инцидент (incident) предполагает возникновение ситуации, которая может привести к нарушению деятельности организации, разрушениям, потерям, чрезвычайным ситуациям или кризису в бизнесе. В качестве синонимов термина «устойчивость» используются «менеджмент непрерывности бизнеса», «управление бесперебойностью работы». Выбор терминологии и организационно-технического механизма в значительной степени будет зависеть от потребности организации и требований участников цепи поставок.
 
Реальную перспективу для повышения эффективности и устойчивости ЦП играет системный инжиниринг – научные и инженерные усилия, направленные на:
• трансформацию операционных нужд и требований в интегрированную систему, спроектированную с учетом требований обеспечения ЖЦ и функционального цикла логистики;
• обеспечение гарантии оперативной совместимости и интегрирования всех функций и интерфейсов;
• оптимизацию конструкции системы (продукции);
• интеграцию всех инструментов для целей обеспечения функционирования ЦП, включая
внешнюю среду.
 
Системный инжиниринг (системная инженерия) – это все виды деятельности, необходимые для обеспечения эффективного и устойчивого функционирования системы на протяжении всего срока ее службы, минимизации стоимости ее ЖЦ. Процессы жизненного цикла системы, согласно существующей нормативной базе (стандарт ИСО/МЭК 15288), делятся на четыре группы:
• процессы предприятия;
• процессы соглашения (приобретение и поставка);
• процессы проекта;
• технические процессы.
 
Один из базовых процессов соглашения - процесс приобретения. Он относится к жизненному циклу всей системы и его цель – заменять и модернизировать существующую систему логистики снабжения. Процесс приобретения разделяется на серию логических фаз. Каждая фазапредназначается для определенных целей, которые обычно соотносятся с одним из технических состояний продукции. Фазы управления процессом приобретения (закупки) системы СКА показаны на рис. 3.
 
В целях практического применения данного методологического подхода предприятием «Универсал-Аэро» и лабораторией «Обеспечение безопасности цепей поставок и систем контроля грузопотоков» НОЦ-ТЛ МАДИ проводится исследовательская работа по интеграции сложнокомпонентного актива (спецавтомобиля) в процессы цепи обработки и доставки авиагрузов в аэропорту.