Каталогизация – обязательный элемент эффективной интегрированной логистической поддержки

«Каталогизация является ДНК современной логистической поддержки наукоемкой продукции» Из материалов X Международного симпозиума по каталогизации

Каталогизация всех элементов авиационных технических средств обучения (ТСО), включая технические средства, ПО, техническую документацию, обеспечивает повышение эффективности решения следующих задач:
• реализация открытой модульной архитектуры;
• снижение эксплуатационных расходов;
• проведение всех видов тренажерной подготовки;
• оперативная послепродажная поддержка.
 
Одним из важных направлений применения базы каталогизированных данных является формирование базовой конфигурации ТСО.
 
Компания ЗАО «Р.Е.Т. Кронштадт», работающая с основными технологиями интегрированной логистической поддержки (ИЛП), впервые в своей практике столкнулась с необходимостью обязательного выполнения требований международных стандартов ИЛП, начиная с проектирования и далее на всех этапах: производство, испытания, поставка и сдача заказчику, обеспечение гарантийного периода и поддержание проекта в течение жизненного цикла.
 
Заказчик, в соответствии с контрактом, получил возможность контролировать основные виды инженерной деятельности по проектированию и производству всех компонентов проекта – комплексный тренажер, автоматизированную систему обучения (АСО), детальную проработку, а также:
• формирование модели функционирования проекта в течение жизненного цикла;
• создание функциональной и физической архитектуры ТСО;
• разработка базы логистических данных;
• формирование структуры комплекса технической документации.
 
Специалисты заказчика – летный и инженерно-технический персонал – проходят  обучение в своих учебных заведениях по программам, которые включают базовые технологии ИЛП, основанные на применении международных стандартов. Эти специалисты владеют основными стандартами MIL-STD США, Великобритании – BSI (British Standard Institution), международными стандартами ASD (Aerospace and Defense), НАТО, в том числе группы НАТО AC/ 135 по системе каталогизации NCS (NATO Codification System), в дальнейшем в статье – международная система каталогизации. Страна заказчика принимает активное участие в работах этой группы, практически применяя все базовые документы и технологии международной системы каталогизации.
 
В связи с этим потребовалось принятие соответствующих управленческих и технических решений, создание группы информационной поддержки жизненного цикла проекта с предоставлением ей права контроля выполнения основных информационных и инженерных решений в соответствии с требованиями контракта, международных стандартов на всех стадиях работ. Кроме того, обусловлено обязательное участие этой группы в процессах согласования с заказчиком результатов предварительного и детального проектирования, выполнения всего комплекса испытаний, разработки технической документации проекта.
 
Перед компанией была поставлена задача – обеспечить уровень готовности проекта с выполнением для каждого компонента международных стандартов, определяющих показатели надежности, эксплуатационной готовности, ремонтопригодности, соблюдения требований международного стандарта JAR-FSTD H, 2009 FTD 3 (Joint Aviation
Requirements Helicopter Flight Simulation Training Devices). При разработке комплексного тренажера необходимо было выполнить международные авиационные требования по созданию тренажерных устройств полетного моделирования вертолетов с современной системой визуализации. Кроме того, должна быть обеспечена поддержка жизненного цикла ТСО не менее 20 лет. Все разработки, в том числе и полный комплект проектной и эксплуатационной документации, осуществлялись на английском языке.
 
В период действия контракта реализованы: программа интегрированной логистической поддержки (ИЛП) в соответствии с требованиями стандартов MIL-STD-1369 (EC) и DI-ILSS-80395, программа управления конфигурацией в соответствии с требованиями стандарта MIL-STD-973 с обеспечением процедур внесения изменений и контроля состояния конфигурации ТСО у заказчика. Разработаны процедуры приемных испытаний, включающие все элементы функционирования тренажера и АОС.
 
План ИЛП включает раздел разработки процедур обеспечения работы ТСО (тренажера и АСО) в течение 2000 рабочих часов в год (8 часов в день, 5 рабочих дней в неделю, 50 рабочих недель в год), а также возможность модернизации тренажера через каждые 7–10 лет эксплуатации в связи с возможным устареванием элементов тренажера (например, вычислительного комплекса и системы визуализации и т.д.).
 
При выполнении контракта мы исходили из сложившейся ситуации в области ИЛП на современном этапе, которая определяет:
• необходимость реализации программы ИЛП в течение всего жизненного цикла изделия;
• применение международной нормативнотехнической базы, которая основывается на стандартах и спецификациях ASD;
• применение стандартных решений в области системного программного обеспечения реализации PLM (Product Lifecycle Management) модели проекта, на базе которых осуществляется технологический цикл проектирования, производства и в дальнейшем послепродажного (сервисного) обслуживания изделия;
• высокую вероятность применения стандартных процедур продления ресурсов устаревающей техники (Obsolescence Management).
 
В ходе разработки программы ИЛП предполагалось учесть динамичное развитие технологических и коммерческих составляющих авиационной техники (АТ) с учетом глобализации мировой экономики, активного развития международных связей между про изводителями авиационной продукции, а также интернационализацию среды логистической поддержки АТ, развитие международной нормативной базы стандартов.
 
В соответствии со статьей контракта каталогизация должна обеспечить идентификацию и кодирование всех поставляемых материальных ресурсов, включая комплекс технических средств, ПО и документации, обеспечивающих разработку, испытания, поставку, эксплуатацию и послепродажное обслуживание ТСО.
 
База данных каталогизации по согласованной структуре, разработанной поставщиком, в ходе проведения испытаний передается заказчику, который приводит ее в соответствие с требованиями международной системы каталогизации и уровня в этой системе страны заказчика c дальнейшим применением этой базы данных при решении задач МТО и модернизации в течение жизненного цикла ТСО. Система материально-технического обеспечения после завершения гарантийного периода должна функционировать на базе применения системы каталогизации заказчика с применением основных положений международного стандарта ASD 2000M «Управление материальными ресурсами».
 
Недостатком является то, что на начальной стадии работ не было обеспечено выполнение
всех требований стандарта анализа логистической поддержки (АЛП) в соответствии с положениями спецификации S3000L (Logistic Support Analysis). В результате возникли трудности в формировании полной базы данных АЛП (Logistic Support Analysis Records – LSAR), что потребовало в ходе разработки дополнительных решений для описания базы данных по аналогии с таблицами АЛП.
 
В ходе выполнения анализа логистической поддержки были решены задачи:
• анализ условий (сценариев) эксплуатации изделия;
• функциональный анализ;
• анализ видов, последствий и критичности отказов (выделение критических элементов изделия, требующих обслуживания);
• определение периодичности обслуживания, обеспечивающей заданную надежность;
• разработка технологии обслуживания (данных для подготовки эксплуатационной документации);
• определение необходимых ресурсов, формирование перечней оборудования и иллюстрированных каталогов;
• определение параметров МТО (объемов и номенклатуры запасов для планового и внепланового обслуживания).
 
Каталогизация лежит в основе решения всех основных задач управления ресурсами по проекту, а именно:
• разработки;
• тестирования и испытаний;
• поставки (упаковки и транспортировки);
• послепродажного обслуживания;
• утилизации.
Базовая информация по каталогизации предмета снабжения (ПС) при выполнении задач ИЛП:
• ФНН – федеральный номенклатурный номер или NSN (NATO Stock Number) – уровень предмета поставки;
Part Number (обозначение) – уровень предмета производства;
• наименование предмета поставки на английском языке;
• наименование предприятия производителя/ поставщика;
• код NCAGE (NATO Commercial and Government Entity);
• технические характеристики ПС;
• входимость в систему (подсистему) ТСО.
 
Качество исходных данных – важнейший фактор для выполнения работ по каталогизации на должном уровне; является императивом логистических данных при выполнении задач поддержки жизненного цикла ТСО.
 
План ИЛП ТСО детализирует логистические требования, содержащиеся в технической спецификации тренажера и АСО, включая следующие разделы:
1. План технического обслуживания.
2. Программы обучения летного и инженернотехнического персонала.
3. Обеспечение комплексной поставки.
4. Первоначальная поставка запасных частей с обеспечением эксплуатации ТСО в течение 5 лет.
5. Поставка вспомогательного оборудования.
6. Материально-техническое обеспечение.
7. Инфраструктура, требуемая для установки, обслуживания и эксплуатации ТСО.
8. Система упаковки, разборки, хранения и транспортировки.
9. Средства автоматической обработки данных (система ADP).
10. Техническая информация, включая полный комплект технической документации.
11. Разработка модели стоимости жизненного цикла.
12. Технические спецификации для систем, подсистем, компонентов и их комплектующих.
13. Основные эксплуатационные и технические параметры ТСО.
14. Характеристики надежности и ремонтопригодности ТСО (RAM: Reliability, Availability,
Maintainability).
15. Характеристики ТСО, влияющие на эффективность ТСО с точки зрения затрат на ремонт, обслуживание и эксплуатацию.
16. Логистическая надежность, включая все необходимые результаты исследований надежности, эксплуатационной технологичности и эксплуатационной готовности для проведения оценки уровня надежности тренажера – уровень отказов, средней наработки на отказ, среднее время ремонта систем, подсистем и/или компонентов.
17. Расчеты среднего времени наработки на отказ с учетом требований стандарта MIL-HDBK-217F.
 
План технического обслуживания ТСО разрабатывался как часть ИЛП ТСО с определением регламентов технического обслуживания. План технического обслуживания включает информацию по следующим аспектам:
• определение концепции технического обслуживания и его уровней, применимых к оборудованию, человеческих и материальных ресурсов, требуемых для эффективного обслуживания ТСО;
• разработка регламента технического обслуживания на базе процедур MSG-3, применяемых для гражданской авиации, с элементами процедур S4000A для технического обслуживания военной авиации;
• определение заданий, связанных с различными типами проверок (ежедневных, еженедельных, ежеквартальных, полуквартальных и годовых), включая связанную с ними информацию;
• разработка технической документации, необходимой для эффективной и безопасной эксплуатации и поддержки оборудования;
• сбор данных о техническом обслуживании ТСО – система ADP (Automation Data Processing) с выработкой рекомендаций по устранению отказов в работе тренажера.
 
План ремонта разработан в соответствии с требованиями стандарта MIL-PRF-49506. Перечень для первоначальной закупки запасных частей и материалов для ТСО включает все части и материалы, необходимые для эксплуатации и обслуживания (до 2-го уровня технического обслуживания – замены съемных блоков, предметов снабжения (ПС) ТСО), принимая во внимание расчетную наработку ТСО на базе учебного центра.
 
Перечень включает следующую информацию для каждого предмета снабжения,  поставляемого заказчику:
• система тренажера;
• название ПС;
• федеральный номенклатурный номер (ФНН);
• код производителя ПС (part number);
• производитель ПС;
• среднее время наработки на отказ;
• среднее время ремонта;
• срок поставки;
• общее используемое количество ПС;
• рекомендованное количество запасных частей;
• цена за единицу.
 
Перечень для первоначальной закупки запасных частей и материалов ТСО поставляется с иллюстрированным каталогом деталей для упрощения выбора и определения количества запасных частей, необходимых для 1-го и 2-го уровня технического обслуживания, включая ремонт и замену/снятие съемных блоков. Такой перечень разрабатывается с учетом обеспечения работы тренажера в течение 5 лет.
 
Перечень рекомендуемого вспомогательного оборудования и инструментов должен быть представлен в табличной форме, включая следующие информационные блоки:
• название изделия;
• заводской номер изделия (производителя изделия);
• производитель изделия (код производителя изделия);
• рекомендуемое количество изделий;
• цена за единицу поставляемого изделия.
 
Комплекс технической документации содержит описание эксплуатации и технического обслуживания каждой системы/подсистемы ТСО, блоксхемы, процедуры по замене, установке, адаптации и тестированию систем 1-го и 2 го уровня технического обслуживания.
 
Каталогизация проводилась по методике, разработанной Центром каталогизации государственного заказчика экспортно-импортной продукции ОАО «Рособоронэкспорт» (ЦК ГЗ экспортно-импортной продукции ОАО «Рособоронэкспорт»).
 
Распределение ответственности за выполнение работ:
• подготовка исходных данных для каталогизации – ЗАО «P.E.T. Кронштадт»;
•выполнение идентификации и кодирование информации –ЦКГЗ ОАО  «Рособоронэкспорт».
 
Процесс подготовки данных включал:
•определение состава данных;
•разработку критериев достаточности данных;
•доработку методических документов для подготовки качественных данных;
•выполнение работ и внесение корректировок;
•мониторинг процесса выполнения работ;
•выпуск отчетных материалов по результатам выполнения работ по каталогизации с формированием среды интегрированных логистических данных.
 
Набор каталогизированных данных компонентов ТСО должен обеспечивать прозрачность
материальных ресурсов проекта, базу данных для ее применения при решении задач ИЛП в течение жизненного цикла.
 
В ходе выполнения каталогизации исполнителем проведены опытные работы по оценке
возможности применения системы RFID по направлениям:
• изучение опыта применения электронной идентификации в различных приложениях систем IUID (RFID);
• рассмотрение предложений фирм-разработчиков методологии и технических средств электронной идентификации;
• управление наиболее ценными активами при поставках запасных частей на стадии послепродажного обслуживания;
• повышение безопасности и отслеживание прохождения поставки;
• отслеживание поступающих и выходящих с предприятия изделий.
 
Дальнейшее развитие системы каталогизации для применения в системах ИЛП ТСО наукоемкой продукции целесообразно проводить по следующим направлениям:
• интеграция системы каталогизации c международными стандартами и системами современной логистической поддержки, включая модульные структуры ASD 1000D;
• интеграция системы каталогизации с промышленным стандартом ISO посредством ECCMA eOTD (отрытого технического словаря). Стандарт ISO 22745 описывает eOTD и его архитектуру;
• внедрение систем маркировки Unique Identification (UID) поставляемых при разработке и поддержке изделий материальных средств;
• интеграция результатов каталогизации на всех стадиях жизненного цикла изделий с информацией по управлению конфигурацией ТСО;
• применение международных стандартов обмена данными для информационной поддержки изделия в течение жизненного цикла (PLCS – Product Life Cycle Support);
• каталогизация программных модулей для моделирования элементов программного обеспечения ТСО с описанием модели данных и дефиниций модулей в течение жизненного цикла изделий;
• каталогизация программных модулей для применения в структурах моделирования при применении стандартов HLA (High Level Architecture);
• включение результатов каталогизации в стандарты DEX (Data Exchange Set) для обеспечения коммуникации между пользователями Logistic Product Data;
• формирование базы данных поставщиков продукции ФСКП РФ с применением для работы в системе МТО;
• создание сети обмена ФСКП РФ, обеспечивающей эффективное применение   логистических данных.