Дизайн средств перемещения в мегаполисе ребенка первого года жизни. Эволюция формообразования

Анализ исторических источников показывает изменение характера формообразования элементов бытовой предметной среды (БПС) ребенка первого года жизни. В настоящее время ассортимент элементов БПС ребенка значительно расширился. Это связано с новыми функциональными и эстетическими требованиями, с появлением новых технологий и материалов, изменением бытовых у словий и жизненного ритма. Как и в других элементах материальной культуры (постройках, транспорте, одежде, посуде
и др.), в дизайне элементов БПС ребенка, преломляются особенности хозяйственного уклада, степень развития экономических отношений, специфика социального и политического развития общества. Множество исторических элементов БПС, проверенных предшествующими поколениями, сегодня являются достоянием культуры. Это также и бесценный материал для исследования, ведь без изучения традиций невозможно прогрессивное развитие современного дизайна и культуры. С первых минут жизни перемещение ребенка и безопасность его пребывания в быту обеспечивают люлька (колыбелька), кроватка, впоследствии коляска, детские стульчики, ходунки, вожжи и другие предметы – до тех пор, пока ребенок не научится сам уверенно перемещаться в пространстве. Основным историческим прототипом современной детской кроватки и коляски была «люлька» – зыбка – пск. зыбка, колыбель, качалка, колыска (рис. 1) [6, 1].Форма, материал, тип крепления подвесной люльки определялись региональными и национальными традициями, характером воспитания ребенка. Традиционными материалами для изготовления детской люльки были: дерево, лоза, редко встречались металлические образцы. Декорировались эти изделия резьбой, росписью, встречались и варианты с вышивкой [1].
 
В более обеспеченных семьях и в городской культуре встречалась другая форма люльки – напольная кроватка, которая качалась по принципу маятника из стороны в сторону. В основании люльки была специальная подставка, форма зависела от материала, модели и воображения мастера. Этот принцип раскачивания используется и в современных моделях детских кроваток и люлек (рис. 2).
 
Для обеспечения функции мобильности многие современные модели люлек и детских кроваток оснащены колесами, что позволяет при необходимости быстро перемещать в пространстве люльку, даже если в ней находится спящий ребенок (рис. 3). В наши дни наиболее распространенным способом перемещения ребенка до года является транспортировка с помощью коляски (рис. 4)1. Корпус коляски – люлька, прототипом которой является зыбка, позволяет поместить ребенка внутрь и выполняет функцию защиты от внешней среды. К корпусу люльки, как правило, крепится капюшон-козырек, который в зависимости от модели бывает стационарным или съемным, он защищает ребенка от неблагоприятных атмосферных явлений. Шасси или колесная база выполняют функцию транспортировки. Ручка, прикрепленная к корпусу люльки, создает удобство
для управления всей конструкцией. Основополагающее значение для композиционного решения формы детской коляски имеют вид самой люльки, количество колес, их диаметр и способ крепления к люльке. При разработке конструктивной части сидения и выборе способа размещения ребенка (против или по ходу движения) определяющими факторами являются возраст и вес малыша, для которого предназначена данная коляска.
 
В России был свой путь появления и развития этого транспорта для детей. Одним из прототипов детской коляски на Руси можно считать транспортные средства для взрослых – крытые повозки и сани, например два вида закрытых пассажирских саней: «болки» и «топканы», где первые представляли собой во многом похожий на грузовой или
универсальный «воз» простой экипаж легкового назначения, вторые – более удобный экипаж для путешествий [3, 4, 5].
 
Хотя коляска и является сегодня наиболее популярным средством перемещения ребенка в современном мегаполисе, однако в городской среде возникают препятствия для данного вида детского транспорта:
 несоответствие ширины лифта ширине колесной базы коляски;
 отсутствие пандусов, высокие бордюры;
 неудобство посадки/высадки в общественном транспорте;
 опасность столкновения с автотранспортом в темное время суток;
 парковка автомобилей на тротуарах;
 запрет на въезд с колясками в магазины и торговые центры;
 отсутствие парковки колясок.
 
Современные родители для перемещения ребенка в условиях мегаполиса на короткие расстояния предпочитают использовать переноску. Специальные приспособления для транспортировки ребенка известны во многих культурах мира и являются прототипами таких современных средств как слинг, кенгуру, переноска (рис. 5) [2, 8]. До появления коляски дети должны были транспортироваться, так или иначе. В основном их носили
на руках. Несколько веков назад ношение ребенка на себе было обычным и распространенным явлением. На Руси в сельской местности до года ребенок был с матерью (она брала его с собой в поле), потом детей оставляли на стариков и подростков.
Детское автомобильное кресло является универсальным мобильным средством, выполняющим несколько функций:
 безопасность передвижения (фиксация ребенка в автомобиле);
 функция переноски и люльки;
 установка на колесную базу от коляски.
 
Форма и материал для изготовления средств транспортировки ребенка первого года жизни
сильно изменились с древнего времени до наших дней. Но основными параметрами для проектирования, как и несколько веков назад, являются размеры ребенка, его рост, вес. Основой современного художественного проектирования, в том числе формообразования элементов БПС ребенка до года, является многофункциональность. Эта тенденция берет свое начало в народной культуре.
 
1 Первая детская коляска была создана в 1733 году Уильямом Кентом, английским ландшафтным архитектором. По форме образцы первых детских колясок были похожи на мини-экипажи и повозки, в которые запрягались коза или пони. 1853 году Чарльз Бэртон патентует коляску с ручкой сзади, но все еще сохраняется конструкция, благодаря которой ребенок должен находиться в коляске в положении сидя. И лишь в последней трети XIX века коляска превратилась в люльку на колесах. 18 июня 1889 г. ее запатентовал американец Ричардсон [7].
 
Форма и композиционное решение предметов для детей (в том числе и средств перемещения и транспортировки) соответствуют эстетическим представлениям и культурным нормам времени создания. Современное развитие культуры, науки
и техники позволяет ставить вопросы формообразования элементов БПС ребенка первого года жизни иначе, чем это эмпирически сложилось за время существования цивилизации человечества.