Совершенствование управления организацией на основе применения интегрированной технологии менеджмента

Для устойчивого развития нашей страны необходимо создать условия, обеспечивающие удовлетворение потребности людей в повышении качества жизни, не подвергая риску способность окружающей среды поддерживать жизнь в будущем. Для реализации этого нужен специальный инструмент – современный, научно обоснованный, высокоэффективный межотраслевой менеджмент. Разнообразие систем менеджмента и используемых при их создании международных и национальных стандартов непрерывно растет и охватывает все новые и новые сферы человеческой деятельности. Во всем мире
многие организации стремятся к созданию интегрированных систем менеджмента для повышения результативности и эффективности своей работы. Единого международного стандарта на систему общего менеджмента организации, объединяющего все ее подсистемы, пока не создано. В связи с этим актуальны исследования и разработки новых методологических подходов, принципов и моделей интегрирования менеджмента в организации. Авторы данной работы предлагают интегрированную технологию менеджмента, состоящую из четырех сегментов, соединенных интегрирующими
взаимосвязями.
 
Сегмент 1, «всеобщее качество» ‒ обеспечивает интеграцию менеджмента качества, менеджмента безопасности и менеджмента окружающей среды. На кафедре «Управление качеством, стандартизация и метрология» (УКСМ) ФГБОУ ВПО «Брянский государственный технический университет» (БГТУ) разработан методологический подход [1] к построению интегрированных систем менеджмента качества (ИСМК), удовлетворяющих одновременно требованиям стандартов ГОСТ ISO 9001 – 2011, ГОСТ
Р ИСО 14001 – 2007, ГОСТ 12.0.230 – 2007. Принципиальная схема этого подхода приведена на рис. 1. С его использованием разработан типовой проект интегрированной системы менеджмента качества, безопасности труда и окружающей среды (государственный контракт «ФД-111/1401А), основные элементы которого внедрены в ряде организаций г. Брянска и Брянской области.
 
Менеджмент качества, непрерывно развиваясь, в начале нынешнего XXI века стал ориентироваться на социальную ответственность производителя. В связи с этим разработана научная концепция систем менеджмента нового поколения – социальноориентированные системы менеджмента качества, интегрирующие в себе: корпоративный менеджмент (ИСО 9004, ИСО 10014), менеджмент качества (ИСО 9001), экологический менеджмент (ИСО 14001), менеджмент безопасности (OHSAS 18001) и социально-этический менеджмент (SA 8000) [2].
 
Сегмент 1 в настоящее время развивается по пути включения в его состав новых систем: «Менеджмент непрерывности бизнеса», «Менеджмент безопасности цепи поставок» и «Менеджмент устойчивого развития».
 
Сегмент 2, «бережливое производство» ‒ осуществляет интеграцию технологии «бережливое производство» (Lean) с системой «шесть сигм» (Six Sigma) и методологией теории ограничений (Theory of Constraints, TOC) Э. Голдратта. Предлагается интегрированная технология менеджмента (Lean+ТОС), построенная путем объединения основного инструмента Lean (VSM – картирование потока создания ценности) с методологией ТОС (пять логических деревьев Голдратта) (рис. 2). Построенная методом VSM карта текущего состояния потока создания ценности дает представление о взаимосвязи материальных и информационных потоков при производстве продукции, устанавливает точку отсчета для его совершенствования. Однако эта карта не отвечает на три главных вопроса преобразований: что изменять? На что изменять? Как осуществить изменения? Для получения ответов на эти вопросы предлагается применить логические
инструменты Голдратта [3]: дерево текущей реальности, диаграмма разрешения конфликтов, дерево будущей реальности, дерево перехода и план преобразования. Критерии проверки логических построений (КПЛП) включают в себя: ясность, наличие утверждения, наличие причинно-следственных отношений, достаточность приведенной причины, проверка наличия альтернативной причины, отсутствие подмены причин следствием, поиск проверочного следствия и отсутствие тавтологии. Опытная
проверка разработанной интегрированной технологии менеджмента (Lean+ТОС) выполнена на ОАО «РТФ «Апрель» (Смоленская область, г. Рославль). Инструмент VSM был применен в ОАО «РТФ «Апрель», когда на основе тщательного анализа процессов производства здесь разрабатывалась карта текущего состояния потока создания ценности при выпуске продукции. В результате решений, найденных с помощью логических деревьев Голдратта, на фабрике была построена карта будущего состояния потока создания ценности, реализация которой позволит сократить время выполнения заказа на изготовление продукции почти в 4 раза.
 
Сегмент 3, «управление знанием» ‒ объединяет в себе реализацию компетентностного подхода в образовании, разработку профессиональных стандартов и создание системы управления знаниями в организации.
 
В связи с переходом обучения студентов на двухуровневую систему, в вузах нашей страны развернулась большая работа по реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. При этом возникает много проблем. Самая сложная из них – измерение компетенций: как оценить достигнутый в процессе обучения уровень компетенций студента?
 
Для решения этой проблемы разработана система структурного анализа, оценки и монито
ринга уровня компетенций, приобретенных студентами в процессе обучения в вузе. Она решает следующий комплекс задач: анализ состава компетенций, построение и анализ матричной модели основной образовательной программы (ООП), анализ ЗУН- элементного содержания компетенции, дидактический анализ формулировки компетенций и др. [4].
 
Переход на двухуровневую систему высшего образования выявил и другие проблемы: отсутствие современных профессиональных стандартов, неспособность национальной системы квалификаций согласовать требования сферы труда и сферы образования. Правительство РФ пытается осуществить их решение по двум взаимосвязанным направлениям: формирование системы профессиональных стандартов и создание системы независимой оценки качества профессионального образования. Однако научноетодическое обеспечение этих направлений недостаточно разработано. В связи с этим предложена методика разработки профессиональных стандартов в области качества, в основе которой лежит компетентностная модель специалиста, на базе которой формируются компетентностные модели профессий: «инженер по качеству», «инженер
по стандартизации», «инженер по метрологии» и др. [5]. С использованием этих моделей разрабатываются соответствующие профессиональные стандарты. Создан проект регионального центра сертификации персонала в области качества (РЦСПК), целью которого является проведение независимой оценки компетентности и определение квалификации в области качества персонала организаций, а также оценка выпускников вузов, чтобы определить, на какие должности и заработную плату имеют право претендовать бакалавры и магистры [6].
 
Связующим интеграционным элементом сегмента 3 является система управления знаниями (рис. 3) (СУЗ), разработанная на основе методов искусственного интеллекта [7].
 
Сегмент 4, «проектный менеджмент» ‒ состоит из трех элементов: проектный менеджмент, управление изменениями, управление организационными системами.
 
Проектный менеджмент стал распространенным инструментом в различных сферах деятельности, где продуктивная деятельность человека или организации разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами. Научные исследования и конструкторские разработки, мероприятия шоу-бизнеса, произведения искусства, как циклы творческой деятельности, попадают под определение проекта.
 
Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и специфической организации. На основе методологии проектного менеджмента разработаны научные и образовательные проекты [8]: «Формирование образовательного
комплекса из нескольких университетов», «Создание системы бережливого производства на приборостроительном заводе», «Применение проектного менеджмента при разработке, внедрении и подготовке к сертификации систем менеджмента качества» [9]. Для реализации управления изменениями выполнены два научных проекта: «Научная концепция, модели и алгоритмы системного анализа несоответствий (дефектов) результатов процессов функционирования и управления в сложных системах», «Модель комплексного многоуровневого FMEA-анализа сложных систем» [10]. В качестве связующего интеграционного элемента сегмента 4 определены модели управления
в организационных системах. Предлагаемая интегрированная технология создания системы менеджмента в организации, обеспечивающая выполнение основных требований
к качеству в различных сферах жизни (экономике, безопасности труда, здравоохранении, образовании, экологии), поможет продуктивно совместить подходы к интеграции менеджмента на основе известных международных стандартов с современными инструментами совершенствования бизнеса, а также учесть специфические условия, характерные для конкретной организации.