Задачи поставщиков древесных плит и фанеры по обеспечению требований ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции»

С 1 июля 2014 года вводится в действие технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) «О безопасности мебельной продукции» – ТР ТС 025/2012. Это нормативный документ, принятый решением Евразийской экономической комиссии [1], который содержит единые требования, обязательные для подтверждения соответствия (сертификации, декларирования) с целью обеспечения свободного перемещения мебельной продукции, выпускаемой в обращение на единой территории Таможенного Союза. ТР ТС 025/2012 устанавливает обязательные требования механической и химической безопасности мебельных изделий.
 
Аккредитованная испытательная лаборатория лесопромышленной продукции, в том числе
мебели, ООО «ЛЕССЕРТИКА» (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.21ДМ25 действителен до 15 апреля 2016 года) осуществляет мониторинг выделения формальдегида из древесных плит, фанеры, мебели по заявкам 465 предприятий с 1992 года. В связи с введением в действие с 1 июля 2014 года Федерального закона об аккредитации [2] испытательная лаборатория анализирует свою деятельность с целью полного соответствия требованиям названного закона.
 
По результатам выполненных испытаний подтверждаем, что декларирование и/или добровольная сертификация продукции проводится на соответствие следующим нормативным документам:
 ДСП по ГОСТ 10632-2007, с нормой содержания формальдегида – не более 8 мг/100 г абсолютно сухой плиты;
 ЛДСП по ГОСТ Р 52078-2003, с нормой выделения формальдегида – не более 0,124 мг/м³ воздуха;
 фанера по ГОСТ 3916.1-96, с нормой выделения формальдегида – не более 0,124 мг/м³ воздуха;
 мебель по ГОСТ 16371-93, с нормой выделения формальдегида – 0,01 мг/м³ воздуха (с 2012 года этот показатель исключен из ГОСТ 16371-96 и введен в ТР ТС 025/2012).
 
По действующим указанным ГОСТ, ГОСТ Р вся продукция, кроме мебели, соответствует требованиям экологической безопасности. При этом по мебели до 2010 года органы Роспотребнадзора на продукцию деревообработки и мебель выдавали обязательные санитарно-эпидемиологические заключения, которые затем были отменены, а надзор
на рынке, согласно известному Единому перечню продукции ТС подлежащей надзору по безопасности, не введен. Таким образом, на рынке древесных материалов и мебели в части контроля их безопасности образовался вакуум, т.к. органы Роспотребнадзора не осуществляют надзора, а предприятия-изготовители и многие аккредитованные испытательные лаборатории не имеют соответствующего оборудования и методик для проведения испытаний.
 
С введением санитарных мер в Таможенном союзе, утвержденном Решением № 299 от 28.05.2010, в том числе определяющих верхнюю границу по выделению формальдегида камерным методом из полимерсодержащих материалов и мебели в пределах не более 0,01 мг/м³ воздуха, в испытательной лаборатории ООО «ЛЕССЕРТИКА» за период с 2010 по
2014 гг. получены следующие результаты в среднем по подотраслям промышленности:
 ДСП – 0,21 мг/м³, т.е. превышение норматива в 21 раз;
 ЛДСП – 0,03 мг/м³, т.е. превышение в 3 раза;
 ЛМДФ – 0,07 мг/м³, т.е. превышение в 7 раз;
 фанера – 0,065 мг/м³, т.е. превышение в 6,5 раза;
 мебельные детали – 0,07 мг/м³, т.е. превышение в 7 раз;
 мебель – 0,08 мг/м³, т.е. превышение в 8 раз (изменение значений выделения формальдегида из наборов мебели для конкретных мебельных предприятий выглядит так: 0,2; 0,15; 0,08; 0,08; 0,07; 0,07; 0,06; 0,01; 0,045; 0,03).
 
При анализе фактического состояния миграции формальдегида следует отметить, что уровень миграции по всем видам продукции, кроме ДСП, соответствует нормам европейских стандартов (ЕN), т.е. 0,124 мг/м3.
 
В период с 2012 по 2014 гг. по инициативе центра «ЛЕССЕРТИКА», ЗАО «ВНИИдрев», при поддержке Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России и ТК 121 «Плиты древесные» в новые ГОСТы на древесные
материалы вводится класс эмиссии формальдегида для ДСП – Е 0,5 (Е1 Plus) с нормой содержания формальдегида не более 4 мг/100 г абс. сухой плиты, а для ЛДСП с нормой выделения формальдегида не более 0,01 мг/м³ воздуха.
 
Эти нововведения были поддержаны рядом предприятий-изготовителей ДСП, ЛДСП, мебели. В результате, по данным 2012-2013 гг., такие предприятия, как ООО  «Кроношпан», ОАО «Дятьково-ДОЗ», ООО «Флайдерер», ОАО «Волгодонский
ДОК», ООО «ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ», ООО «Томлесдрев», ООО «Славмебель» (г. Смоленск), ООО МК «КАТЮША» (Брянская обл.) обеспечили выпуск ЛДСП и мебели класса Е 0,5 с нормативом выделения формальдегида не более 0,01 мг/м³ воздуха,
что соответствует требованиям ТР ТС 025/2012. Следует отметить, что методы исследований механической безопасности мебели реализуются аккредитованными испытательными лабораториями (ИЛ) на основе комплекта действующих межгосударственных стандартов (ГОСТ), тогда как из 24 показателей токсичности, предусмотренных в ТР ТС, стандартизирована только методика определения выделения формальдегида из древесных плит, фанеры и мебели [3]. Соответственно, некоторые ИЛ
аккредитованы на право проводить исследования мебели по этому показателю для целей подтверждения соответствия продукции требованиям действующих нормативных документов.
 
Учитывая перспективу введения в действие ТР ТС 025/2012, центр «ЛЕССЕРТИКА» при
пересмотре ГОСТ 30255-95 в 2013 году, наряду с методикой определения выделения формальдегида, предусмотрел в проекте стандарта методики определения выделения фенола и аммиака из древесных плит, фанеры и мебели.
 
Опыт эксплуатации мебели из облицованных древесностружечных плит (ЛДСП) показывает, что наиболее опасными канцерогенами, выделяющимися из таких изделий, являются фенол и формальдегид. В первые два года мебель из ЛДСП выделяет большое количество этих веществ. Вдыхание их паров в замкнутом пространстве, по мнению врачей аллергологов и иммунологов [4], негативно влияет на системы кроветворения, пищеварения, нервную. Развиваются тяжелые формы аллергии, особенно у детей.
 
Пыль, пары и раствор фенола раздражают слизистые оболочки глаз, дыхательных путей. Фенол быстро всасывается даже через неповрежденные участки кожи и воздействует на ткани головного мозга. Минимальные дозы фенола раздражают слизистую носа, вызывают кашель, головную боль, головокружение, тошноту, упадок сил. Потребитель такой мебели начинает часто болеть, в том числе простудными заболеваниями. Аналогичное негативное воздействие на человека оказывает и выделение формальдегида,
превышающее предельно допустимые нормы (ПДК), установленные в ТР ТС 025/2012.
 
О фактической токсичности древесных плит, фанеры и мебели на предприятиях отрасли в 2007– 2010 гг., о требованиях к экологической чистоте этой продукции в России и за рубежом, о технических характеристиках испытательного оборудования по оценке токсичности, поставляемого центром «ЛЕССЕРТИКА» с 2007 года мы информировали
участников международных конференций [5, 6]. По результатам испытаний наборов мебели 30 российских предприятий в аттестованных климатических камерах центра «ЛЕССЕРТИКА» за 2008–2013 гг. выявлено превышение норм формальдегида, установленных ТР ТС 025/2012, в среднем в 8 раз. При этом допустимый уровень миграции химических веществ из мебели, установленных ТР ТС, составляет: формальдегида – 0,01, фенола – 0,003, аммиака – 0,04 мг/м3 воздуха [7].
 
Органу по сертификации продукции деревообработки и мебели ООО «ЛЕССЕРТИКА» известны факты, подтверждающие превышение выделения формальдегида из мебели, эксплуатируемой в различных регионах России.
 
Так, управлением Роспотребнадзора в Тюменской области по жалобе потребителя выявлено превышение норм выделения формальдегида из мягкой мебели в 6,6 раза. При этом было установлено, что изготовителем мебели оказалась мебельная фабрика из г. Челябинска, а поставщиком ЛДСП для нее – фирма из Китая, которая в качестве связующего средства в производстве плит использует, по предположению изготовителя мебели, боевое отравляющее вещество [4].
 
На международном конгрессе дерматологов в Майами в 2011 году было сообщено о начале эпидемии дерматита, вызванного мебелью из Китая. По статистике в России до 60% стройматериалов и предметов интерьера на рынке имеет азиатское происхождение, а по данным фирмы «Экостандарт», только 20% материалов, их которых изготовлена мебель, можно считать безопасными. Опыт работы центра «ЛЕССЕРТИКА» с Арбитражным судом г. Москвы в качестве экспертной организации по оценке токсичности наборов мебели камерным методом показал, что процедура выявления истины не ограничивается выяснением отношений только между изготовителем и потребителем. Например, испытания по определению выделения формальдегида из набора корпусной мебели (изготовитель из г. Москвы) выявили превышение ПДК формальдегида в большой климатической камере (объемом 30 м3) в 3,5 раза. В результате, по решению Арбитражного суда был расторгнут контракт между поставщиком и потребителем на сумму 2,5 млн рублей. Но поставщик, неудовлетворенный таким решением, выставил иск поставщику ЛДСП, а тот в свою очередь выставил иск поставщику смол. Главная причина создания такой ситуации – отсутствие должных приемо-сдаточных испытаний (выходного контроля) у предприятий – поставщиков ЛДСП, мебели, смолы и отсутствие эффективной системы входного контроля у предприятий-потребителей.
 
Ознакомившись с состоянием организации государственного надзора за безопасностью продукции в нашей стране, в том числе продукции лесопромышленного комплекса, центр «ЛЕССЕРТИКА» проявляет абсолютную солидарность с В.Г. Версаном [8, 9], который настойчиво и аргументированно говорит об отсутствии в стране эффективной системы надзора за качеством и конкурентоспособностью продукции. Более того, на многих мебельных и деревообрабатывающих предприятиях России идет активное сокращение служб технического контроля.
 
Центр «ЛЕССЕРТИКА» свидетельствует, что были случаи, когда потребители мебели и древесных плит выставляли иски изготовителям на возмещение морального ущерба в размере 300-400 тыс. рублей из-за выделения продукцией, при ее использовании, резкого запаха. Превышение норм выделения формальдегида и аммиака подтверждалось при испытаниях в лаборатории ООО «ЛЕССЕРТИКА».
 
Токсичность мебели и древесных материалов в последнее время находится под пристальным вниманием общественности. Так, вице-спикер Государственной Думы РФ В.В. Жириновский заявил, что причина его раздражительности и недомогания, от которого приходится долго лечиться, – в пропитанных формальдегидом панелях из ДСП, которыми отделаны стены кабинетов в Госдуме. Сатирик М. Задорнов предпочитает
в быту экологически чистые материалы из массива древесины и ротанга [4].
 
Основными задачами предприятий-изготовителей древесных плит и фанеры, как поставщиков полуфабрикатов для мебельных предприятий, изготовляющих мебель согласно ТР ТС 025/2012, являются:
 знание требований механической и химической безопасности мебели, установленных в ТР ТС 025/2012;
 оснащение заводских лабораторий приборами газового анализа по ГОСТ 32155-2013 [10] и климатическими камерами для оценки миграции формальдегида фенола, аммиака по ГОСТ 30255-95 (в редакции 2014 года), согласно видам испытаний, предусмотренным ГОСТ 15.309-2001 [11];
 знание ФЗ № 237 от 18 июля 2011 года «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях», который впервые устанавливает наложение штрафа от 300 тысяч до одного миллиона рублей за нарушение требований безопасности, указанных в техническом регламенте;
 изучение Единых правил заполнения деклараций и особенностей маркирования мебели в соответствии с требованиям иТР ТС 025/2012;
 обеспечение при поставке древесных плит на мебельные предприятия соблюдения Единых санитарно-эпидемиологических и радиологических требований Таможенного союза к полимерсодержащим материалам и мебели;
 знание единого регламента Роспотребнадзора РФ по правилам проверки соответствия показателей экологической безопасности древесных плит и фанеры единым требованиям Таможенного союза;
 организация мониторинга степени миграции фенола, аммиака, формальдегида из древесных плит и фанеры в ЦЗЛ и\или в аккредитованной испытательной лаборатории, например в ООО «ЛЕСССЕРТИКА», с периодичностью не реже одного раза в полугодие;
 введение в действие с 01.07.2014 года следующих новых межгосударственных стандартов, разработанных АНО ЦСЛ «ЛЕССЕРТИКА» при участии ООО «КРОНОШПАН» и других организаций: ГОСТ 32155 – 2013 [10]; ГОСТ 32399 – 2013
[12]; ГОСТ 32398 – 2013 [13]; ГОСТ 32289 – 2013 [14]; ГОСТ 32274 – 2013 [15];
 предложить Роспотребнадзору установить в едином перечне товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору в ТС, норматив выделения формальдегида из ДСП, ЛДСП и фанеры не более 0,124 мг/м³ воздуха, что соответствует нормам ЕН 312:2010, ЕН 13986:2010, действующим ГОСТ, ГОСТ Р на древесные материалы и техническим возможностям предприятий стран ТС;
 организовать на предприятиях, изготавливающих ДСП, ЛДСП и фанеру, жесткий приемо-сдаточный (выходной) контроль эмиссии формальдегида, фенола, аммиака камерным методом по ГОСТ 30255-95 (в редакции 2014 года), а на мебельных предприятиях жесткий входной контроль поступающих ЛДСП, фанеры по эмиссии формальдегида;
 предложить организацию со стороны Роспотребнадзора контроля на рынке за выделением 24-х вредных летучих химических веществ из мебельных изделий на территории ТС;
 предложить комиссии ТС ускорить процедуру наделения полномочиями аккредитованных испытательных лабораторий и органов по сертификации на право проведения обязательной сертификации и декларирования мебели на соответствие
ТР ТС 025/2012;
 предложить МГС, Росстандарту (ТК 121), используя опыт ЕN 312:2010 «Плиты древесностружечные. Спецификация», в 2015 году внести изменения в ГОСТ 10632-2007 на ДСП, предусмотрев класс эмиссии формальдегида Е 0,5 с нормой выделения формальдегида не более 0,124 мг/м³ воздуха, а также внести изменения в ГОСТ Р 52078-2003 (ГОСТ 32289-2013) на ЛДСП и в ГОСТ 16371-93 на мебель, предусмотрев класс эмиссии формальдегида Е 0,5 с нормой выделения формальдегида не более 0,01 мг/м³ для организации производственного контроля в ЦЗЛ при изготовлении ДСП, ЛДСП, мебели;
 предложить комиссии ТС в 2014 году перенес ти ДСП, фанеру и мебель в первый раздел Единого перечня продукции, которая подлежит санитарноэпидемиологическому надзору с выдачей (обязательных) санитарно-эпидемиологических заключений по требованиям ТР ТС 025/2012.