Дизайн предметной среды как компонент процесса социализации человека

Дизайн среды как область проектирования в целом выделилась в конце ХХ века с целью решения задач комплексного формирования объектов и систем окружения человека. Основной задачей этого направления являлось в первую очередь формирование гармоничного, художественно осмысленного единства всех составляющих искусственного мира, созданного человеком. В результате профессионально разделенные архитектура и прикладное искусство получили возможность организовать целостный предметно-пространственный ансамбль, учитывающий все параметры окружения: материальные, функциональные, социальные и эстетические. ХХI век поставил перед специалистами в области дизайна еще одну, не специфичную для проектировщика, задачу – теоретическое осмысление взаимодействия человека с окружением в условиях его динамичных преобразований, нередко чисто виртуального характера, т.е. на уровне представлений или образов. На практике мы наблюдаем деформацию реальной окружающей среды, вступающей в конфликт с социальными и культурными потребностями людей. Следует подчеркнуть, что проблема формообразования, отыскания способов выразительности для образов внутриличностных состояний и переживаний человека решалась на протяжении всей человеческой истории. В результате сформировались живописные, пластические, музыкальные, вербальные выразительные средства и особые области социокультурного пространства (искусство, художественная культура, в т.ч. дизайн). Все эти области предполагают свободное экспериментирование с элементами среды, моделирование социокультурных ситуаций с помощью образных
заместителей реальности. Такое «прожективное» воспроизведение и изменение жизненной среды обусловливает большую эффективность реальных взаимодействий, поскольку, во-первых, не дает угаснуть вниманию людей к рутинным аспектам
повседневной жизни, а во-вторых, позволяет выявить новые связи и возможности, содержащиеся в этой среде. До настоящего времени сравнительно мало внимания уделяется систематическому теоретическому анализу микросоциальных и культурных процессов повседневной жизнедеятельности людей. Исследования концентрируются либо на выявлении закономерностей движения общественно-исторического процесса в целом, либо на поддержании социокультурной системы как таковой. Вопросы микродинамики социокультурной жизни людей затрагиваются редко. Однако существуют теоретические принципы изучения повседневной реальности, без которых нельзя оценить  действительную картину социокультурной динамики в сопоставлении с прошлым и возможным будущим состояниями общества и культуры. Одной из основных функций дизайна как направления практической деятельности является адаптация предметной среды к потребностям человека, а основанием ее проектирования становятся реальные условия окружения, существующие стереотипы, субъективные оценки. Но, проектируя предметную среду, следует учитывать и ситуативную динамику потребностей человека. Это важно и при определении актуальных критериев оценки качества жизни членов любого общества.
 
Изучение динамики культуры с этой точки зрения включает в сферу исследовательского внимания повседневную жизнь людей, подвижность и многообразие ее форм в определенный исторический период. Анализ и обобщение условий и форм образа жизни членов общества позволяет увидеть, как структура культуры данного общества проявляется в конкретных действиях и взаимодействии представителей различных социальных групп, как на уровне повседневного бытия реализуются все возможности, которые обеспечиваются социокультурными условиями жизнедеятельности людей в рассматриваемый исторический период. А поскольку образ жизни различных людей неодинаково динамичен в одних и тех же исторических условиях, таким же динамичным становится и дизайн предметной среды.