- English
- Русский
Визуально-коммуникативные системы в контексте средовой реновации Москвы
В рамках современных тенденций реновации городской среды Москвы проблемы ее насыщения малыми архитектурными формами и специальным оборудованием существенно обостряются. При проектировании объектов «городского дизайна» первичными, как правило, считают вопросы взаимоувязывания художественностетических и функциональных аспектов, но для города основными являются вопросы средовой несогласованности, часто доходящей до откровенного конфликта. Следствием пренебрежения средовым контекстом становится насыщение города стилистически инородными объектами, их количественная переизбыточность, несомасштабность среде и человеку. Так, сами объекты благоустройства, имеющие определенные достоинства, при внедрении в конкретный средовой фрагмент без учета его особенностей нивелируются. Осознание и решение этой проблемы является значительным шагом на пути создания комфортных, эстетически и функционально целостных городских пространств.
Не менее остро формулируются и вопросы, связанные с проектированием средовых визуально-коммуникативных систем. Коммерческая и навигационная (муниципальная) информация неизменно оспаривают право первенства в борьбе за внимание пользователя, лишая архитектурную среду чистоты визуального восприятия. Тенденция упорядочивания коммерческой информации по высоте и по принципу размещения на фасаде (аналогично опыту Санкт-Петербурга) во многом носит позитивный характер, но в тоже время не может не внушать некоторых опасений. Например, повышение «визуального шума» за счет уплотнения информационного слоя на уровне 1-го этажа зданий (уровень взгляда пользователя) или снижение информативности (уникальности) среды путем лишения вывесок цвета, мощного средства кодирования информации, активно влияющего на восприятие среды. Однако предпринимаемые шаги, безусловно, позволяют визуально «очистить» среду и во многом облегчают восприятие некоммерческой навигационной информации.
К сожалению, сегодня в основе формирования систем навигации в Москве нет принципов универсального дизайна –необходимости создания информационного каркаса города, одинаково удобного для всех [1, 2]. Эстетические качества –довольно спорная категория, к сожалению, во многом зависящая от «вкуса» и личных предпочтений проектировщика
и заказчика (хотя должны зависеть в первую очередь от контекста), но функциональные характеристики, связанные с возможностями визуального восприятия человека, учитывать необходимо. Без эргономически обусловленного проектирования разговоры об эстетике и композиционных приемах бессмысленны, так как информация оказывается визуально
нераспознаваемой. Именно это является неоспоримым недостатком экспериментальных адресных знаков, внедряемых сегодня на улицах исторического центра Москвы (ул. Арбат, Камергерский пер., ул. Большая Дмитровка) и некоторых районов современной застройки (проспект Мира, район станции метро «Алексеевская») [3]. Знаки для районов
исторической застройки имеют недостаточный тональный контраст между шрифтом и фоном, объемные буквы затрудняют восприятие информации при просмотре табличек под углом, а размер букв и цифр в соотношении с высотой размещения знаков не позволяет воспринимать информацию на расстоянии. Плохо распознаваемые днем, в темное время суток таблички перестают читаться вовсе, т.к. не имеют ни внутренней, ни внешней подсветки, а уровня общей освещенности оказывается недостаточно. И это для
пешехода (!), который движется с небольшой скоростью и может при необходимости остановиться. Водитель же автотранспорта фактически лишается возможности ориентирования посредством основного информационного каркаса города –названий
улиц и номеров домов. Аналогичная ситуация складывается и со знаками для районов современной застройки. Принципиальное отличие заключается в оборудовании это типа знаков внутренней подсветкой. Тонкие синие и черные буквы на светящемся белом фоне еще больше визуально «истончаются» вследствие эффекта иррадиации, что является дополнительным фактором, негативно влияющим на эффективность восприятия. Данные факты позволяют сделать вывод, что, с точки зрения обеспечения доступности среды, предложенные знаки существенно проигрывают ранее используемым в части информативности и распознаваемости.
Недостатки в разработке функциональных характеристик этих знаков позволяют говорить
о проектировании без учета эргономики и особенностей восприятия человека, а в совокупности со спорным художественно-эстетическим решением – о проектировании без учета средового контекста. Ведь именно этот контекст обуславливает как стилистику знаков, так и – посредством своего пространственного устройства – принципы их
расположения и эргономические характеристики. Потребности пользователей, стилистика и функциональное устройство среды влияют на функцию и пластику объекта, равно как их последующий «сплав» влияет на среду и в первую очередь визуально [4]. Только проектирование «от среды», от контекста способно уладить все противоречия,
связанные с внедрением малых архитектурных форм и специального оборудования в городскую среду Москвы. Выработка контекстуальных подходов к проектированию, в которых нуждается архитектурная среда каждого современного города, обеспечит функционально эффективное и эстетически обоснованное проектирование городского
оборудования, в том числе – систем навигации, а соответственно, существенно приблизит реальность проектирования среды, одинаково комфортной, безопасной и информационно доступной для всех.