Проблемы подготовки отечественных дизайнеров широкого профиля. Обучение и образование

Активное воздействие социальных факторов на развитие экономики и повышение ее эффективности предопределяет комплексное развитие и производства, и всей социальной инфраструктуры. Повышенное внимание к так называемому человеческому фактору становится не только социально оправданным, но и экономически необходимым и даже выгодным.
 
Современное производство, которое развивается под влиянием научно-технического прогресса, постоянно требует, помимо качественного обновления продукции, расширения ее сбыта. Дизайн, участвуя в проектировании новых и модернизации существующих изделий, способствует решению этой задачи и, кроме того, стимулируя сферу потребления, формирует постоянно обновляемые требования к проектированию
и производству.
 
Приходит понимание того, что промышленный дизайн с его проектно-инновационным потенциалом является одним из важнейших экономических инструментов оживления
промышленности, подъема реального сектора экономики. Недаром развитие и, главное, внедрение новых, в том числе так называемых высоких технологий, напрямую связывают в мире с развитием современного дизайна. Технические инновации, пропущенные через дизайнерское творчество, сделавшись с помощью дизайна понятными, приемлемыми и доступными для пользователей, в конечном счете начинают влиять на качество и образ жизни людей.
 
Проектный опыт, наработанные проектные идеологии и методики необходимо широко распространять. Именно здесь мы сталкиваемся с проблемой производства и воспроизводства дизайнерских кадров. Рассматривая ее более широко, следует особенно внимательно отнестись к распространению дизайнерской методологии на подготовку будущих инженеров, экономистов, маркетологов, экологов, эргономистов и других
специалистов, которые должны тесно взаимодействовать с дизайнерами в едином проектном процессе. Учитывая комплексный характер такого процесса, в котором на дизайнера ложатся функции проводника гуманитарного, ценностно-ориентированного подхода к формированию предметной среды жизнедеятельности человека, следует осознать практическую потребность в получении базовых знаний о дизайне специалистами других профессий. Такие знания являются объективно необходимыми и обусловлены существующим опытом творческого, коллективного взаимодействия дизайнеров и других специалистов в процессе комплексного проектирования. Отсюда возникает настоятельная потребность изменений в системе дизайн-образования, связанных не только с увеличением объема и сложности профессиональных знаний, но
и смены генеральных целей и самой идеологии такого образования. Изменения в системе дизайн-образования могут осуществляться одновременно по двум направлениям, так сказать, «по горизонтали» и «по вертикали». Наряду с получением художественных навыков и общего культурологического развития дизайнеру необходимо овладеть знаниями в смежных дисциплинах: в инженерии, в первую очередь в ее проектной области и инновационных технологиях; материаловедении, экономике, маркетинге, менеджменте, экологии, эргономике, социологии, проектном прогнозировании и т.д. Но это ‒«по горизонтали» развития профессиональных навыков и умений. А «по вертикали» –повсеместное внедрение непрерывного, т.н. опережающего образования, от знакомства с основами дизайна (проектной культуры) в дошкольных и школьных образовательных учреждениях до обучения будущих специалистов проектной культуре и повышения их
квалификации в области дизайнерской идеологии и методологии.
 
Одним из важных путей решения проблемы кадров в сфере дизайна и его внедрения в проектное творчество является активное и широкое распространение идеологии и методов дизайна среди специалистов, имеющих иную профессиональную подготовку.
 
Дизайн-образование, функционирующее в условиях разделения с профессиональной дизайнерской практикой, тем не менее является органической частью сферы дизайна и выполняет целый ряд важных функций, без которых немыслимо существование дизайна как вида проектной культуры, практической деятельности и профессии. Во-первых, образование выполняет функцию производства и воспроизводства кадров в соответствии с динамикой развития дизайна и общества в целом. Во-вторых, образование выполняет функции поддержания сложившихся или формирования новых методов, принципов
деятельности, профессиональной идеологии, эталонов и критериев мастерства. В-третьих, образование призвано формировать у будущих специалистов целостный образ профессии в контексте социального заказа на профессию. Кроме того, сфера образования может активно участвовать в самом общественном производстве и культуре.
 
Сегодня, когда профессия дизайнера потеряла обретенную ценой больших усилий
в предшествующий период свою значимость и престижность, образование остается, пожалуй, единственной деятельностью, которая еще сохраняет целостный образ профессии через воспроизводство дизайнеров –своеобразных носителей проектной культуры. Поэтому есть надежда, что отечественный дизайн не окажется снова в положении начинающего, когда возродившаяся российская промышленность будет искать для себя в лице дизайнеров партнеров по формированию цивилизованного рынка.
 
В настоящее время нельзя рассматривать проблемы образования как сугубо ведомственные. Снижение уровня образования –это потеря всякой перспективы на пути создания высокотехнологичной и цивилизованной экономики. Количество молодых научных кадров в сфере дизайна постоянно уменьшается. Дизайн фактически стоит на грани утраты преемственности научной традиции, которую создало, практически на одном энтузиазме, прошлое поколение теоретиков, методологов, практиков дизайна.
Многие дизайнеры фактически не имеют заказов от промышленности, резко упал уровень «социального заказа» на специалистов в этой области. Это и понятно: разве можно сформировать мотивацию к сложным интеллектуальным видам деятельности, если отечественная промышленность и наука развиваются еще весьма слабо.
 
Однако, как показывает практика, даже во времена социально-экономических кризисов
проектная культура существует и продолжает работать –в мышлении и поведении проектировщиков различных направлений, в творчестве художников всех видов и жанров искусства, в образе «фольклорного дизайна» и т.п. Более того, именно в проектной культуре общество всегда находило потенциал выхода из кризисов и критических ситуаций. Имея внутри себя богатый опыт созидания, проектная культура всегда нацелена на будущее, а ее традиции и наследие передаются через саму практику и через бразование.
Кризис системы образования, в том числе и дизайн-образования, который многими специалистами осознавался уже к началу 1980-х гг., – это опасность деградации и  культуры, и самой цивилизации.
 
К внешним признакам кризиса этой системы можно отнести:
 абсолютный приоритет усредненных программ по всем специальностям, ведущий к количественному воспроизводству специалистов усредненных знаний и способностей;
 отсутствие подлинной системности образования: в вузах и даже школах увеличивается
количество учебных дисциплин и, как следствие, все более утрачивается единая смысловая связь между ними;
 увеличение разрыва между гуманитарным и инженерно-техническим содержанием образования, в предельном выражении означающий критический разлом между способностью мышления личности и связывающими ее с миром практическими навыками;
 как одно из следствий этого –снижение уровня эмоциональной сферы личности, передача этой функции стихийной массовой культуре со всеми вытекающими из этого печальными последствиями.
В такой ситуации необходимо иметь, прежде всего, некое объединяющее начало, способное скрепить этот разрозненный, «мозаичный» внутренний мир человека –объекта системы образования. Таким началом может стать нацеленность этой системы на созидательное творчество, на обучение проектированию целостной среды жизнедеятельности человека. Здесь происходит раскрытие значения «третьей», проектной, культуры для всех сфер образования. Проводником и культурным образцом такого проектно-культурного образования оказывается как раз дизайнерское образование.
Представляется, что дело здесь в характере самой дизайн-деятельности. Дизайн, в отличие
от большинства гуманитарных областей, приземлен, направлен на решение злободневных
проблем. Как показывает практика, дизайну внутренне, в самом его методе присуща ориентация не на процесс решения проблемы, а сразу же на само решение, на конечный результат. Благодаря этому, а также ряду профессионально-идеологических установок дизайна, его объект и продукт оказываются принципиально целостными. Дизайн отличает, и достаточно резко, от других деятельностей, в том числе и проектных,
его включенность в сферу искусства. Поэтому дизайну присуща непосредственность восприятия мира и прямое адресное обращение к внутреннему миру человека, заведомо целостному в силу его биологической природы и единства прожитой человечеством культуры. Далеко не случайно поэтому, что дизайн как профессия генетически связан с ремеслами и прикладными искусствами.
 
Не случайно также, что ведущие педагоги дизайна во многих странах воспитывают и обучают школьников и студентов, идя по пути параллельного развития знания-мышления, способностей эмоционально-художественного восприятия и технических навыков. Таким образом, формируется целостная личность, способная формировать мир тоже целостно, приводя в соответствие отношения человека и среды, личности и общества, производительных сил и потребностей людей.
 
В этом отношении аналогов дизайнерскому образованию нет. Именно дизайнерскому образованию самой же культурой отведена роль своеобразного накопителя проектной культуры в концентрированном виде. Связанное органически с экономикой, социумом и культурой, оно постоянно подпитывает их через своих выпускников проектной культурой, развивая последнюю естественным путем.
 
Новая ситуация в мировой экономике, во всем народном хозяйстве, а также в общественном сознании предъявляет чрезвычайно высокие требования к уровню компетентности и профессиональности проектировщиков, в том числе и дизайнеров.
 
Процесс гуманитаризации научно-технического сознания стал особенно заметной тенденцией в последнюю четверть века. Дизайн является одним из наиболее ярких выразителей этой тенденции в сфере формирования предметных сред жизнедеятельности человека и общества. Гуманитаризированное проектирование, ориентированное на решение проблем, формулируемых от имени человека и общества, и рассматривающее
научно-технический прогресс, инженерное проектирование и промышленную технологию как средства (а не самоцель) формирования адекватной человеку предметной среды и полноценного качества жизни, понимается нами как дизайн.
Дизайн –инновационная деятельность, хотя бы в силу своего проблематизирующего характера. По отношению к проектной деятельности, в целом, выполняет особую методологическую роль, а именно проблематизирует новые, ранее неизвестные объекты проектирования, вырабатывает методы и средства проектирования этих объектов, новые способы интеграции специалистов в системе проектирования и, наконец, формирует новый стиль мышления узких специалистов, участвующих в дизайн-процессе.
 
Для решения задачи такого дизайнерского видения проектной деятельности целесообразно использовать, по нашему мнению, определенную концепцию дизайна, которая была разработана специалистами ВНИИТЭ в методиках по дизайнпроектированию, в том числе и по проблемам дизайна комплексных и системных объектов. Согласно этой концепции, дизайн является особым качественным этапом развития гуманитаризирующего проблемно-ориентированного проектного мышления и деятельности (проектной культуры), на которых складывается вся система проектирования. Там, где возникает такая система проектирования, проблематизирующее и целеполагающее гуманитаризированное мышление и дизайн-деятельность не бывают ограничены узкими рамками той или иной специализированной технической, художественно-гуманитарной или естественнонаучной дисциплины, а напротив, характеризуются универсализмом подхода и по отношению к другим деятельностям выполняют интегрирующую функцию в связи с необходимостью решения определенной человеческой проблемы.
 
Ввиду того, что естественные во многом процессы узкой специализации и дезинтеграции деятельностей и знаний будут продолжаться, будет обостряться и проблема их стыковки, синтеза, интеграции. И всякий раз это будут новые актуальные проблемы. Поэтому дизайн, как творческая инновационная и интеграционная деятельность, будет постоянно развиваться и вновь актуализироваться, поворачивая проектирование в сторону все большей социализации, гуманитаризации и инноватики. Увеличение численности дизайнерских кадров, повышение качества их подготовки, распространение дизайнерских
методов в широких сферах проектирования, все более широкая интеграция различных узкоспециализированных деятельностей, расширение круга объектов дизайна и т.д. –все это приводит к изменению структур проектирования и качественно переводит проектную деятельность на более высокую ступень. Однако не будет происходить ни растворения дизайна в других проектных деятельностях, ни поглощения их дизайном. Многие отечественные специалисты в своих работах неоднократно ссылались на опыт про
мышленно развитых стран по проникновению дизайна, как проектной идеологии и проектировочной дисциплины, во всю систему образования и воспитания: в дошкольные и школьные детские учреждения, в специализированные средние и высшие учебные заведения, университеты, где готовят не только дизайнеров, но и других специалистов. Дизайн здесь присутствует на всех этапах непрерывного образования, являясь не только общеобразовательной дисциплиной (для повышения общего культурного уровня), но и условием качественной подготовки будущих специалистов различного профиля, которые будут профессионально ориентированы на создание полноценной среды изнедеятельности человека.
 
Ученые и специалисты ряда развитых стран пришли к выводу, что нынешняя система образования, развивающаяся по двум параллельным направлениям –гуманитарному и художественному, с одной стороны, и естественнонаучному и инженерно-техническому, –с другой, зашла в тупик. Здесь совершенно упущено из виду третье направление –формирование проектного мышления с его творческой способностью интегрировать знания (гуманитарные, естественнонаучные, технические) в процессе преобразования
среды деятельности. Характеризуя сложившуюся ситуацию в области образования как кризисную, многие специалисты подчеркивают, что речь идет не о частностях, а о принципиально новом взгляде на образование в целом, на само понятие
«человек образованный». Критерием подлинной образованности является, по их мнению, синтез гуманитарной и научно-технической ветвей культуры в «третьей» –проектной культуре, а именно в дизайнерском мышлении как своеобразной форме проектного мышления.
 
Генеральная цель процесса подготовки дизайн-специалиста широкого профиля состоит,
по нашему мнению, в формировании у будущего специалиста навыков развитой профессиональной деятельности. В понятие этой профессиональной деятельности входят следующие основные моменты. Ко времени окончания учебного заведения молодой специалист-дизайнер должен быть полностью подготовлен к полноценной продуктивной работе на отведенном ему месте в той или иной проектно-производственной системе. В то же время он должен быть способен к гибкой перестройке собственной деятельности и мышления как в функциональном плане (т.е. в зависимости от динамично изменяющихся
производственных, социально-экономических, экологических и иных ситуаций), так и в плане развития (т.е. должен умело ставить и решать задачи совершенствования своей деятельности, самообучения, если это будет вызвано нуждами практики).
 
Такая формулировка цели резко отличается от целей подготовки, определенных в рамках
узкой специализации и индивидуального обучения. Принципиальное отличие здесь состоит в том, что основной целью обучения на сегодняшнем этапе развития дизайна больше не может оставаться «простая» передача знаний и навыков. В подготовке специалиста широкого профиля эта традиционная цель обучения занимает значимое и ответственное место, но является подчиненной по отношению к генеральной цели
формирования и развития сложной системы деятельности и мышления специалиста нового типа. На разных этапах обучения здесь должны быть сформированы учебная деятельность, являющаяся основой всей деятельности по подготовке специалиста, и собственно профессиональная. В содержание цели обучения входят владение основами деятельности всех типов, присущих данной профессиональной области (например, дизайн-управленческой, проектной, исследовательской, педагогической и др.) и полностью сформированная деятельность, возможно более точно соответствующая профилю будущей работы.
Целью перестройки профессиональной подготовки специалистов широкого профиля является глубинная реконструкция, прежде всего, содержания обучения других специалистов-дизайнеров. Широкий профиль предполагает изменение соотношения между основными структурными компонентами содержания учебного процесса.
Научно-технические и профессионально-практические знания, составляющие основу обучения на соответствующих этапах его развития, сохранят и в определенном смысле даже усилят свою значимость. Но самое существенное состоит в выдвижении на первый план блока знаний методологического типа и соответствующей им группы навыков, умений и способностей. Эти знания и навыки призваны обеспечить требуемые гибкость формируемой профессиональной деятельности и ее способность к самоизменению и саморазвитию.
 
Такая перестройка содержания обучения неизбежно ведет за собой глубокую перестройку
форм и методов обучения. Основное отличие новой технологии обучения состоит в следующем. Обучение специалистов традиционно базировалось на овладении алгоритмами профессиональной деятельности, что отвечало условиям относительно малоподвижных стабильных форм организации производства элементов предметной среды недавнего прошлого. В современной действительности постиндустриального общества основой подготовки должно стать обучение специалистов работе в изменяющихся условиях практической деятельности. Таким образом, центр тяжести смещается с усвоения знаний и навыков на овладение искусством применения имеющихся знаний и навыков в соответствии с потребностями ситуации. Первыми шагами на пути формирования таких новых форм обучения являются развивающиеся сегодня методы проблемного обучения, игровой организации учебного процесса, научноисследовательская работа студентов, учебное проектирование реальных
объектов, активная производственная практика. Задача состоит в том, чтобы подготовить
дизайнера так, чтобы он, владея деятельностью и будучи в нее погруженным,  одновременно умел видеть эту деятельность как бы со стороны. Он должен уметь поазному «поворачивать» и использовать набор своих знаний и умений в зависимости от ситуации и от функционального места, занимаемого специалистом в системе деятельности. При этом обучаемый перестает быть узким, частным специалистом, способным реализовывать только одну какую-то форму связывания знаний и умений в продуктивную последовательность, а овладевает способностями строить разные цепочки в зависимости от того, какую функциональную позицию он занимает. Система дизайнерского образования должна быть ориентирована на интеграцию обучения с передовой наукой и производством и на переход к формированию специалистов, сочетающих глубокие фундаментальные знания, широкую эрудицию и обстоятельную подготовку, связанную с конкретной стороной практики. Для этого необходимо создание системы непрерывного опережающего образования, означающее коренной поворот от массового, валового обучения к дифференцированной целевой подготовке специалистов широкого профиля, способных адаптироваться к обновляющимся условиям практики
и непрерывно повышать свой уровень квалификации применительно к основным видам их настоящей и будущей деятельности.
 
Предполагаемая модель подготовки будущих специалистов основывается на непрерывной интенсивной проектной коммуникации между различными учебными заведениями, их кафедрами, преподавателями, студентами разных курсов и факультетов и специалистами промышленности, науки и бизнеса с целью решения какой-либо общей дизайн-проблемы. Такая модель ориентирована на создание целостной системы непрерывного дизайнерского образования, включенной в существующий комплекс высших и средних учебных заведений. Это возможно осуществить, если в основу образовательной деятельности будет заложена учебная дизайн-программа. Учебная дизайн-программа, сочетая в себе функции проектирования и обучения, может быть представлена как модель организации системы образования, в которой учебный процесс организуется не в зависимости от имеющейся отраслевой ориентации учебных заведений, а направлен на формирование проблемного мышления. Поэтому результат организации учебнообразовательного процесса по методу дизайнпрограмм будет состоять в том, что проблемное мышление и дизайнерская идеология в процессе решения каких-либо крупных комплексных проблем будет распространяться на другие учебные заведения, на другие специальности и, более того,
на специалистов промышленности и бизнеса, если таковые участвуют в этой учебной дизайнпрограмме. Одновременно студенты –будущие дизайнеры получают при такой организации учебного процесса знания и навыки в области методологии дизайна и хорошую техническую подготовку. Такая организация образовательного процесса подразумевает, прежде всего, новый тип коммуникации и способ синтеза различных
специальностей по образу проектной культуры, где ведущим принципом является дизайнерская постановка проблемы и дизайнерский способ интеграции различных специалистов, участвующих в ее решении. При этом функции дизайнеров и других специалистов в проектной коммуникации различны, а соответственно, должны быть различны и типы образования. Несколько слов в заключение.
 
Принципиальное изменение целей и функций современного дизайна предполагает его участие в системном решении актуальных социально значимых проблем и смену предметного подхода на процессный, проблемный. Ведущим критерием
эффективности дизайн-деятельности становится улучшение качества жизни человека в самом широком понимании –экономическом, экологическом, культурном и др.
 
В условиях всеобщей глобализации следует «глобализировать» и систему дизайнобразова-
ния. Это предусматривает пересмотр существующей учебно-нормативной базы в соответствии с общепринятыми международными требованиями, привлечение к процессу обучения практикующих дизайнеров, способных создавать научные школы и творческие мастерские, а также известных зарубежных специалистов в сфере дизайна. Необходимо расширять практику международного обмена студентами и преподавателями со стажировкой в ведущих дизайн-фирмах и дизайн-центрах, непрерывную проектную коммуникацию между различными учебными заведениями, специалистами промышленности, науки и бизнеса с целью решения какой-либо социально значимой дизайн-проблемы. Следует распространять проблемно-ориентированное гуманизирующее проектное мышление и дизайнерскую идеологию на другие недизайнерские учебные
заведения, в первую очередь техническое вузы, готовящие инженеров-проектировщиков.
Итогом достижения обозначенных здесь целей станут: подготовка дизайнеров широкого профиля, обладающих необходимым набором требуемых в условиях жесткой рыночной конкуренции знаний, способных системно осмыслить и понять сущность стоящих перед ними инновационных задач и нацеленных на их эффективное решение с использованием всего комплекса существующих дизайн-технологий; подготовка дизайнеров-педагогов для высшей, средней специальной и общеобразовательной школ; подготовка специальных
учебных планов и программ по основам дизайна для недизайнерских учебных заведений всех звеньев непрерывного дизайн-образования.