Влияние дизайна на качество жизни населения: концептуальный подход

Оптимизация предметно-пространственной среды социума на основе достижений современного дизайна может существенно влиять на качество жизни. При этом воздействие дизайна на качество жизни может быть как прямым и наглядным – через удовлетворение ряда конкретных потребностей человека, так и опосредованным – через экономику, экологию, социально-культурное состояние общества и т.д. Подробный анализ позволяет в развитие данного положения предложить блок-схему путей воздействия дизайна на качество жизни (рис. 1). Прежде чем приступить к обсуждению блок-схемы, уточним содержание принципиально важных понятий, упоминаемых в  настоящей статье.
 

  1. Утилитарные свойства

свойства, определяющие практическую пользу объекта (изделия, сооружения, системы), возможность с его помощью успешно вести определенный вид деятельности.
 
      2. Эстетические свойства
(по М.В. Федорову, [1]) это свойства, выражающие сложный культурноценностный смысл объекта и вызывающие эстетические переживания. Эти переживания могут быть обусловлены такими свойствами, которые выражают красоту изделия по отношению к достаточно универсальным представлениям большинства людей об эстетических идеалах, и такими свойствами, которые выражают соответствие образа изделия специфическим представлениям об эстетических ценностях людей, принадлежащих к определенной, своеобразной по своим культурным традициям, группе.
 
Основными свойствами, определяющими красоту изделия, являются:
 информационно-образная выразительность (эстетически значимое содержание);
 рациональность структуры изделия (соотнесенность образа изделия с его назначением и материальной структурой);
 композиционная целостность (эстетически значимая форма).
Следует различать красоту объектов, служащую выражением их целесообразности, технического совершенства, гармоничной организации, и красоту, которая «добавляется» к первой в целях придания объектам художественно-образной выразительности и определенной знаковости. Поэтому красота, как комплексное эстетическое свойство изделия, иногда может быть в конкурентных отношениях с эргономическими свойствами. Во избежание этого крайне важно, чтобы все дизайнерские (в узком смысле слова) проекты были хорошо проработаны с эргономических позиций.
 
Соответствие изделия эстетическим требованиям характеризуется показателями, перечень которых приведен в табл. 1.
 

  1. Эргономические потребности

потребность в высоком качестве труда, деятельности (или пользования изделием), стремление человека к тому, чтобы объект, выступающий в роли средства деятельности (или пользования), позволял ему наилучшим образом осуществлять трудовую (или любую другую) деятельность. Для этого изделие должно иметь такие эргономические и эстетические свойства, которые формируют следующие характеристики процесса деятельности:
 освояемость: легкость и быстрота понимания того, как надо правильно использовать изделие, выполнять определенную деятельность с его помощью; быстрота формирования соответствующих умений и навыков;
 результативность: точность, своевременность, уровень качества достижения цели деятельности;
 безопасность: травмобезопасность, отсутствие вредных воздействий на человека, обусловленных наличием токсических веществ, вибрациями, шумами и т.п. Различают безопасность изделия в качестве средства деятельности и в качестве элемента среды. В первом случае речь идет о безопасности человека – пользователя изделием, во втором случае – о безопасности «сторонних» лиц;
 качество действий: безошибочность выполнения действий, из которых складывается деятельность, их точность, своевременность;
 тяжесть и напряженность (синоним – физиологическая и психологическая цена деятельности): оптимальные для данной деятельности физическая нагрузка (тяжесть), которую испытывает человек, и психическая нагрузка (напряженность), под которой понимается степень концентрации внимания в процессе деятельности, волевые усилия, сложность решения интеллектуальных задач, уровень ответственности за результаты деятельности;
 функциональный комфорт: эмоциональная и умственная удовлетворенность пользователя изделия процессом деятельности, эргономическими и эстетическими свойствами изделия.
 

  1. Эргономические свойства

Интерфейсные характеристики объекта (свойства взаимодействия человека и объекта, выступающего в роли средства деятельности или пользования), которые определяются соответствием структуры деятельности, параметров информационных средств, органов управления, оборудования рабочего места и среды на рабочем месте морфологическим,
физиологическим, психологическим возможностям и закономерностям деятельности человека.
 

  1. Средовой комфорт

эмоционально-чувственная удовлетворенность человека объектом, выступающим в роли элемента предметной среды, в которой протекает жизнедеятельность человека.
 
6. Базовые личностные потребности
совокупность стремлений индивида к самоэффективности, самоутверждению и самореализации, к аффилиации, новизне ощущений, переживаний, знаний.
 
Самоэффективность – чувство уверенности в своих силах, как физических, так и психических, в своих возможностях достигать желаемые цели, преодолевая препятствия; доминирование мотивов достижения целей по отношению к мотивам избегания наказания за недостижение целей.
 
Самоутверждение – высокая самооценка, наличие и осознание определенных достоинств, отличающих «Я» как личность, от других людей. Самооценка может быть адекватной или неадекватной по отношению к реальным физическим, умственным, волевым и другим психическим возможностям данного человека. Неадекватная низкая самооценка может приводить человека в состояние угнетенности, снижая субъективное качество жизни. Неадекватная высокая самооценка может проявляться в такой негативной черте характера, как нарциссизм – самолюбование и стремление к тому, чтобы и другие люди любовались тобой, признавали твою исключительность. Человек, отличающийся нарциссизмом,
стремится к чрезмерной оригинальности. Самоутверждение проявляется в  позиционировании себя как своеобразной личности, играющей значимую роль в определенной социальной среде.
 
Самореализация – стремление заниматься делом, к которому у индивида имеется склонность и в котором он сможет наилучшим образом проявить свои способности и черты личности.
 
Аффилиация – эмоциональная связь человека с другими людьми, характеризующаяся взаимным принятием и расположением; стремление быть уважаемым членом определенной социальной группы.
 
Новизна – стремление человека к новизне впечатлений, ощущений, переживаний, к познанию окружающего мира, в том числе посредством научно-исследовательской деятельности.
Привлекательность объекта – совокупность гуманистических свойств объекта, которые вызывают интерес и положительный эмоциональный отклик у потенциальных пользователей (потребителей данного объекта).
 
Из блок-схемы, представленной на рис. 1, вытекает логика исследования, анализа и оценки влияния дизайна на качество жизни. Принципиальным является разведение прямого и косвенного влияния.
 
Для анализа косвенного влияния достаточно найти в литературных источниках фактические данные об экономическом, экологическом и социокультурном эффекте дизайн-эргономических продуктов.
 
Анализ прямого влияния требует от исследователя понимания сути ценностнопотребностной сферы психики и культурного облика человека. Он может быть осуществлен специалистом, сведущим в искусствоведении и психологии, по ряду признаков, характеризующих изделие и пользователя им. Основой для такого анализа
является левая часть блок-схемы, представленной на рис. 1.
 
Методология анализа заключается в мысленном моделировании пользовательских ситуаций, возникающих при заказе, приобретении, употреблении продукта дизайн эргономической деятельности (изделия, сооружения или системы). Необходимо понять, какие именно потребности удовлетворяются гуманистическими свойствами данного продукта.
 
После этого следует определить, в какой компонент качества жизни делает вклад удовлетворение данной потребности: в здоровье, в духовно-психологический потенциал, в социальное самочувствие, в безопасность людей или в качество их жизни в сферах: личной, семейной, трудовой, досуговой, общественной жизни.
Для построения концепции влияния дизайна на качество жизни человека необходимо конкретизировать и дать психологическую трактовку потребностей людей, которые удовлетворяются формируемыми дизайном свойствами объекта, с последующим
определением их места в структуре качества жизни и роли в решении экономических, социальных, культурных и экологических проблем.
В терминах теории дизайна связь формируемых дизайном гуманистических свойств объектов с потребностями человека, с компонентами качества жизни (КЖ) и общественно значимыми проблемами схематически представлена в табл. 2. Особое значение для успешной работы дизайнеров имеет знание потребностей («вкусов»), как обязательный компонент предпроектных исследований в дизайне.
 
Следует отметить, что целевая ориентация дизайна на вкусы относится лишь к его экономически центрированной миссии. Но, как известно, у дизайна есть и другие миссии: формировать у населения социально позитивные ценностные ориентации и потребности, повышать его общую культуру, способствовать решению экологических проблем
характерных для разных личностей. Дело в том, что в конце ХХ века развитые общества вступили в этап количественного насыщения «усредненных» потребностей продукцией массового спроса, и актуальной становится задача удовлетворения индивидуализированных потребностей, а для этого необходима ориентация проектной работы на производство уникальных или малосерийных изделий [2, с. 13].
В упомянутой монографии американских авторов подробно описана методология выявления потребительских вкусов разных социальных групп как обязательный компонент предпроектных исследований в дизайне.
 
Следует отметить, что целевая ориентация дизайна на вкусы относится лишь к его экономически центрированной миссии. Но, как известно, у дизайна есть и другие миссии: формировать у населения социально позитивные ценностные ориентации и потребности, повышать его общую культуру, способствовать решению экологических проблем.