Критерии понимания качества жизни

Содержание термина «качество жизни» трактуется неоднозначно, а проблематика, связанная с ним, весьма разнообразна. Вместе с тем его определение, в том числе установление критериев понимания, имеет важное теоретико-методологическое и практическое значение. Необходимо учитывать все существующие формы этого понимания: повседневные, прикладные (конкретно-научные), философско-методологические. Качество жизни – это интегральная характеристика жизни людей, раскрывающая, по отношению к обществу в целом, критерии его жизнедеятельности, жизнеобеспечения и главное – природу и условия жизнеспособности социума как целостного социального организма. Жизнеспособность есть качественное свойство общества как целого, способность наиболее эффективно осуществлять свои социальные, экономические, духовные функции, взаимоотношения с природой. Вектор жизнеспособности направлен в будущее, поэтому во многом определяет качественные возможности развития общества. Качество жизни имеет различные аспекты: природный, социальный, духовный, психологический. Его интерпретация тесно связана с понятиями: «образ жизни», «уровень жизни», «стиль жизни» и вместе с тем отличается от них. Качество жизни определяет внутреннюю основу развертывания бытия человека и общества и характеризуется следующими критериями:
• системная целостность,
• социоприродное содержание,
• духовная основа,
• процессуальность и устойчивость,
• целевая ориентация,
• единство цивилизационных и культурных основ.
Понятие «качество жизни» тесно связано с проблематикой смысложизненного ряда. Системная
природа качества жизни выражается через сложную структуру взаимосвязей ее составляющих, как то:
Б.В. Бойцов д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, первый вице президент АПК Ю.В. Крянев
д. филос. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, президент отделения философии качества АПК
• качество природной среды, • качество здоровья популяции,
• духовное качество,
• качество культуры,
• качество образования и др.
В то же время структурный состав качества жизни, как сложной открытой системы, является многообразно вариабельным, может меняться под влиянием приоритетов в социальном качестве, миро целостных процессах и др. Сюда включают, например, и более частные аспекты, представляющие элементы подсистемы качества жизни:
• адекватное питание,
• экологичное жилище,
• безопасность,
• справедливость и др.
Определенное значение имеет христианская интерпретация качества жизни в контексте учения о «полноте жизни» с переориентацией от количественных показателей к вопросам качественного развития, акцентированию нравственных и духовных ценностей. Системность качества жизни следует рассматривать как иерархическую целостность, в которой имеют место отношения определяющего и определяемого.
Таким образом, эти взаимодействия могут иметь широкий спектр значений от несущественного до закономерного, от случайного до необходимого. Системность качества жизни будет принимать качественно
различные формы: от рядоположенности ее составляющих, когда доминирующее значение имеет особая логика их функционирования, до органической целостности, где общее является определяющим по
отношению к составляющим. В соответствии с этими качественно отличными формами системности
качество жизни может занимать в развитии социального организма различное место: от внешнего до
внутреннего и определяющего. В этом случае потребление и материальное благополучие будет зависеть
от духовной наполняемости качества жизни.