Основы альтернативной методологии проведения анализа рисков чрезвычайных ситуаций на транспорте

Основы альтернативной методологии проведения анализа рисков чрезвычайных ситуаций на транспорте

А.В. Кузьминначальник организационно-аналитического отдела Управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан; Республика Татарстан, г. Казань
e-mail: avkuzmin16@gmail.com

В.Л. Романовскийк.т.н., профессор кафедры промышленной и экологической безопасности КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева; Республика Татарстан, г. Казань
 
В статье описываются основы альтернативного метода изучения аварийности на транспорте, основанного на результатах инновационного метода изучения причин и условий совершения единичного (каждого) дорожно-транспортного происшествия на стадии его оформления, выраженного в определении степени влияния на механизм совершения происшествия всех негативных факторов, условно разделенных на группы «среда», «техника», «человек». При современных подходах оформления дорожно-транспортного происшествия актуальность разрабатываемой методики высока. В статье это подтверждается кратким описанием существующих методов анализа аварийности, основными недостатками которых является узкая направленность. В основе представленной методики лежит графоаналитический метод анализа риска «древовидные структуры» (метод проф. Романовского), который используется в прикладной техносферной рискологии. В перспективе разработанную методику предполагается внедрить в деятельность министерств и ведомств, задействованных в обеспечении безопасности дорожного движения, и осуществляющих масштабный статистический анализ аварийности.
 
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, анализ единичного ДТП, анализ риска «древовидные структуры», автоматизированная информационно-управляющая система Госавтоинспекции (АИУС), автоматизированная система учета дорожно-транспортных происшествий (АСУ ДТП), многопараметрическая информационно-аналитическая система прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения (МИАС), чрезвычайная ситуация, дорожно-транспортное происшествие, профилактика аварийности, профилактика чрезвычайных ситуаций.
 
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 (ред. от 04.09.2012) «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий».
2. Фалеев М.И., Малышев В.П., Макиев Ю.Д. Раннее предупреждение о чрезвычайных ситуациях: монография / М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.
3. Афанасьева Е.В. Основы системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях: информационно-аналитический сборник / МЧС России. Изд. 2-е, доп. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014. 248 с.
4. Хапалов Е.А. Анализ чрезвычайных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, и направления дальнейшего совершенствования службы спасения на дорогах: бюллетень / № 2 ФГУ «Дирекция по управлению Федеральной Целевой Программы», 2007. 98 с.
5. Распоряжение Федерального дорожного агентства от 12.05.2015 № 853-р об утверждении ОДМ 218.6.015-2015 «Методические рекомендации по учету и по анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации».
6. Приказ № 700 МВД РФ от 16.08.2014 «О порядке эксплуатации в органах внутренних дел РФ автоматизированных систем оперативного сбора, учета и анализа сведений о показателях в области обеспечения дорожного движения».
7. Капитанов В.Т., Монина О.Ю., Чубуков А.Б. Прикладные математические методы для анализа аварийности: методические рекомендации / М.: МВД России, ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2014.
8. Сергеев В.В., Бородина С.Г. Анализ аварийности в подразделениях Госавтоинспекции: методические рекомендации / М.: МВД России, ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2014.
9. Кондратьев В.Д. Модели и методы управления безопасностью дорожного движения: автореферат / В.Д. Кондратьев. Воронеж, на правах рукописи, 2008. 42 с.
10. Степанов И.С. Влияние элементов системы ВАДС и безопасность дорожного движения. Учеб. пособие. М., 2011. 171с.
11. Ротенберг Р.В. Основы надежности системы ВАДС. М.: Машиностроение, 1986. 214с.
12. Рябоконь Ю.А. Организация и безопасность движения. Курс лекций на основе стандарта СД.11. Омск, 2007.
13. Романовский В.Л., Муравьева Е.В. Прикладная техносферная рискология. Экологические аспекты. Казань: РИЦ «Школа», 2007. 342 с.
14. Иванова Ю.А. Исследование безопасности движения колесных транспортных средств с учетом неровностей пути: автореферат / Ю.А. Иванова. Москва, на правах рукописи, 2009. 23 с.
15. Бозина Е.А. Организация деятельности подразделений Госавтоинспекции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения на основе анализа дорожно-транспортной аварийности: лекция / М.: МВД России, ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2013. 52 с.
16. Прохорова С.А. Формирование культуры дорожно-транспортной безопасности молодежи: монография / С.А. Прохорова. Казань, 2014. 224 с.