"Качество и Жизнь" № 4(8) 2015



Тема номера: 
Национальный Исследовательский Технологический Университет «МИСиС»


Дата выхода номера: 
20.12.2015

Только зарегистрированный пользователь может получить доспуп к электронной версии журнала

Управление качеством

Непрерывное совершенствование

Ю.С. Карабасов - д.т.н, профессор, президент НИТУ «МИСиС», президент отделения «Металлургия» Академии проблем качества; г. Москва
А.А. Черникова - д.э.н., профессор, ректор НИТУ «МИСиС»; г. Москва
e-mail: fokina@misis.ru
 
В статье рассмотрены вопросы непрерывного совершенствования, как модели развития вуза, опирающейся на накопленный уникальный системный опыт и обеспечивающей развитие конкурентных преимуществ университета и его выпускников. Достижения МИСиС связываются с созданием в университете системы менеджмента качества на базе стандартов ИСО, принципов TQM, модели Национальных премий по качеству, и с непрерывным обучением в области качества, как всего коллектива университета, так и представителей сферы производства и образования России. Подчеркивается, что и сегодня на новом этапе своего развития НИТУ «МИСиС» сохраняет приверженность системе качества и непрерывному совершенствованию.

Ключевые слова: непрерывное совершенствование, система менеджмента качества, качество подготовки специалистов, непрерывное обучение, стандарты ИСО, принципы TQM


Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения

Ю.П. Адлер - к.т.н., профессор НИТУ «МИСиС», ведущий эксперт УНЦ СМиС; председатель
отделения: «Статистические методы и мониторинг качества» «Академии проблем качества»; г. Москва
e-mail:adler.37@bk.ru
В.Л. Шпер - к.т.н., доцент НИТУ «МИСиС», ведущий эксперт УНЦ СМиС; дейст. член Академии проблем качества; г. Москва
 
Приведены результаты исследования авторами  состояния и перспектив развития систем образования в России, США и других странах мира

Ключевые слова: образование, качество, система, финансирование


О независимой оценке качества образования

В.П. Соловьев - к.т.н, профессор НИТУ «МИСиС», академик Академии проблем качества; г. Москва
А.И. Кочетов - к.т.н, профессор НИТУ «МИСиС»; г. Москва
e-mail: ladubr@mail.ru
Ю.А. Крупин -  к.ф.-м.н., доцент НИТУ «МИСиС»; г. Москва
 
В статье рассмотрены проблемы, связанные с обеспечением гарантии качества подготовки образовательными организациями (ОО) России выпускников среднего профессионального и высшего образования, учитывая введение в нашей стране независимой оценки качества образования.

Ключевые слова: независимая оценка качества образования, обеспечение качества подготовки специалистов, национальный конкурс в области качества, Европейская сеть гарантии качества в высшем образовании, профессионально - общественная аккредитация образовательных программ


Через формирование независимой оценки деятельности образовательных организаций к признанию на отечественном и международном уровне

А.И. Кочетов - к.т.н, профессор НИТУ «МИСиС», академик Академии проблем качества; г. Москва
e-mail: ladubr@mail.ru
В.П. Соловьев - к.т.н, профессор НИТУ «МИСиС»; г. Москва
Л.А. Дубровина - к.п.н., эксперт НИТУ «МИСиС»; г. Москва
О.В. Блинкова - к.т.н., доцент, начальник отдела НИТУ «МИСиС»; г. Москва
Д.А. Кочетов - эксперт НИТУ «МИСиС»; г. Москва
Ю.А. Крупин - к.ф.-м.н., доцент НИТУ «МИСиС»; г. Москва
 
В статье рассмотрены проблемы, связанные с  обеспечением гарантии качества подготовки выпускников высшего и среднего профессионального образования для инновационной экономики России, учитывая введение в нашей стране независимой оценки качества образования. Представлены подходы и результаты конкурса Минобонауки России и Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных организаций высшего и профессионального образования» за период 2000 – 2013 гг.
Многолетний опыт участия ОО в конкурсных программах EFQM, в конкурсах на премию Правительства РФ и в Конкурсе Рособрнадзора продемонстрировал действенность заложенной в основу конкурса концепции совершенствования деятельности, как механизма общественно-государственного управления отраслью.
Указан вектор развития - признание качества отечественного образования на международном уровне.

Ключевые слова: качество образования, независимая оценка качества образования, самооценка, конкурс Минобонауки России и Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных организаций высшего и профессионального образования», критерии оценки, стандарты качества.


Подготовка специалистов в области качества в НИТУ «МИСиС»

В.А. Филичкина - к.х.н., зав. кафедрой НИТУ «МИСиС»; г. Москва
Т.М. Полховская - к.ф.-м.н., профессор НИТУ «МИСиС», директор Учебно-научного центра систем менеджмента и сертификации «Металлсертификат»; г. Москва
e-mail: metsert@mc.mail.ru
 
Кратко изложен двадцатилетний опыт работы педагогического коллектива кафедры «Сертификация и аналитический контроль» по подготовке специалистов в области качества

Ключевые слова: качество, обучение, программы, федеральный образовательный стандарт


Металлсертификат - 19 лет  на службе качеству

Т.М. Полховская - к.ф.-м.н., профессор НИТУ «МИСиС», директор Учебно-научного центрасистем менеджмента и сертификации «Металлсертификат»; г. Москва
e-mail: metsert@mc.mail.ru
 
В статье кратко описан двадцатилетний опыт работ специализированного подразделения НИТУ «МИСиС» в области качества и сертификации.

Ключевые слова: обучение, сертификация продукции, сертификация систем менеджмента


Требования к системе оценки и сертификации квалификаций на металлургическом производстве

А.И. Кочетов - к.т.н, профессор НИТУ «МИСиС», академик Академии проблем качества; г. Москва
e-mail: ladubr@mail.ru
Ю.А. Крупин -  к.ф.-м.н., доцент НИТУ «МИСиС»; г. Москва
 
В статье анализируются требования к системе оценки и сертификации квалификаций, как общие, так и применительно к металлургическому производству, с учётом ожидаемых рисков её практической реализации. В качестве подхода, обеспечивающего эффективность системы, как независимой и объективной оценки качества профессионального образования предлагается согласованность моделей оценки компетентности специалиста в его профессиональной деятельности и компетенций выпускника вуза.

Ключевые слова: система профессиональных квалификаций, эффективность системы оценки и сертификации квалификаций, требования к независимой и объективной оценке качества профессионального образования


Интеграция научно-педагогических школ - залог развития науки в НИТУ «МИСиС»

М.Р. Филонов - д.т.н., профессор, проректор по науке и инновациям НИТУ «МИСиС»; г. Москва
e-mail: filonov@misis.ru 
 
В статье представлены основные результаты научной и инновационной деятельности университета, институтов и филиалов, кафедр и лабораторий за 2014 год.

Ключевые слова: наука, инновации, материаловедение, металлургия и горное дело, биомедицина, информационные технологии, экономика и управление предприятием, действующие научные коллективы, программа «5-100», Международный научный совет, объём финансирования, показатели динамики публикационной активности и цитируемости статей, правовая охрана за рубежом


Ставропольский государственный аграрный университет: стремление к совершенству

В.И. Трухачев - д.э.н., д.с-х.н., профессор, ректор ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», член-кор. РАН; г. Ставрополь
e-mail: rector@stgau.ru
 
В статье представлена оригинальная интерпретация этапов внедрения фундаментальных концепций Европейского фонда менеджмента качества в условия российского Университета. Определяя приоритетные направления на различных этапах своего развития, Университет ориентировался на фундаментальные концепции Совершенства EFQM, которые формировали основу философии качества и вдохновляли Университет на поиски новых областей для применения полученных знаний и опыта.

Ключевые слова: система менеджмента качества, менеджмент процессов, конкурентные преимущества


Развитие системы международной аккредитации в инженерном образовании

А.И. Чучалин - профессор, советник проректора по образовательной деятельности Томского политехнического университета; г. Томск
e-mail: chai@tpu.ru
С.Б. Могильницкий - к.т.н., директор Информационно-аналитического центра ТПУ; г. Томск
 
В статье рассмотрен опыт Ассоциации инженерного образования России (АИОР) более десяти лет успешно развивающей интегрированную в международные структуры национальную систему профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий. В 2014 г. АИОР были модернизированы критерии оценки качества программ  бакалавриата (академического), специалитета и магистратуры, адаптированные к ФГОС 3+, а также разработаны новые критерии оценки качества программ прикладного бакалавриата и программ среднего профессионального образования по техническим направлениям и специальностям. Разработанные критерии согласованы со стандартами Международного инженерного альянса (IEA Graduate Attributes and Professional Competences) и Европейской сети по аккредитации инженерного образования (EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes)

Ключевые слова: инженерное образования России, национальная система профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, критерии оценки качества программ  бакалавриата (академического), специалитета и магистратуры, новые критерии оценки качества программ прикладного бакалавриата и программ среднего профессионального образования, критерии профессионально-общественной аккредитации образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, процедура сертификации и регистрации


Метрология

Оптимизации процесса обработки экспериментальных данных и основного конструкционного размера устройства при измерении теплофизических свойств теплоизоляционных материалов методом плоского и мгновенного источника теплоты

С.В. Пономарев - д.т.н., профессор кафедры «Управление качеством и сертификация» ФГБОУ ВПО «Тамбовский государс твенный технический университет»; г. Тамбов
В.О. Буланова – студентка гр. ММК-21 магистратуры кафедры «Управление качеством и сертификация» ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»; г. Тамбов
А.Г. Дивин – д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Управление качеством и сертификация» ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»; г. Тамбов
Е.В. Буланов - производитель работ «ООО Компания «Козерог»; г. Тамбов
e-mail: kafedra@uks.tstu.ru
 
Разработана математическая модель погрешностей измерения коэффициента температуропроводности и теплопроводности теплоизоляционных материалов, позволившая создать методику выбора как оптимальных условий проведения процесса обработки экспериментальных данных, так и основного конструкционного размера измерительного устройства.

Ключевые слова: коэффициент температуропроводности, теплопроводность, измерение, минимизация погрешностей


Машиностроение и машиноведение

Производственный контроль при декларировании соответствия

В.А. Иванова – к.т.н., доцент,  зав. кафедрой ФБГОУ ВПО «Ярославский государственный технический университет»; г. Ярославль
e-mail: ivanova-waleriya@mail.ru
А.В. Краев - инженер по качеству ООО «Сонопресс»; г. Ярославль
 
Анализ действующих технических регламентов Евразийского экономического союза показал, что большинство из них содержат схемы декларирования соответствия, включающие проведение производственного контроля заявителем. Так как в настоящее время отсутствуют документы, регламентирующие проведение производственного контроля при декларировании соответствия, а ответственность за его проведение несет заявитель, целью данной работы является разработка общих требований к типовой документации проведения производственного контроля при декларировании соответствия.
В работе представлены структура и содержание необходимой заявителю документации для проведения производственного контроля при декларировании соответствия. 

Ключевые слова: декларирование соответствия, производственный контроль, технический регламент, документация, система менеджмента качества


Информатика и вычислительная техника

Процессный подход к оцениванию показателей качества е-Learning   процесса в новосибирском техническом университете

М.В. Леган – доцент кафедры безопасности труда, зав. учебно-методическим отделом института дистанционного обучения Новосибирского государственного технического  университета; г. Новосибирск
e-mail: legan_m@ngs.ru
 
Статья посвящена оценке качества процесса электронного обучения, стремительно входящего в практику образовательных  организаций. В порядке самооценки качества e-learning процесса в НГТУ автором использовался процессный подход (модель управления качеством, разработанная Европейским фондом управления качеством EFQM). Цель эксперимента - оценивание качества электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и электронной среды обучения (ЭСО) НГТУ DiSpace 2.0 заинтересоваными сторонами (обучающимися). Показано, что для проведения самооценки e-Learning процесса в образовательной организации вполне применим процессный подход, выявляющий сильные и стороны процесса и область, подлежащая улучшению, уровень удовлетворенности обучающихся качеством электронной среды обучения НГТУ и  размещенных в ней электронных ресурсов в целом достаточно высок, показана необходимость доработки и дополнения электронных ресурсов по программам дополнительного профессионального образования «Пожарная безопасность» современными технологиями вовлекающего обучения.

Ключевые слова: электронное обучение, критерии качества, процессный подход, заинтересованные стороны, активные методы обучения


Применение виртуальных сред для повышения качества подготовки специалистов в области ИКТ

В.Н. Азаров - д.т.н., профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Москва
e-mail: vazarov@hse.ru
С.С. Фомин - доцент Национального исследовательского университета Высшая школа экономики; Москва
 
Рассматриваются аспекты применения виртуальных сред при подготовке специалистов в области ИКТ. Обосновывается необходимость расширения практики при освоении технических дисциплин. Даётся определение виртуального практикума, приводится его состав и типы виртуальных сред для практикумов. Приводится архитектура виртуального практикума, требования к компонентам практикума, функциональные возможности модуля управления виртуальными средами для пользователей и сетевых преподавателей. Обсуждается влияние виртуальных практикумов на качество подготовки специалистов. Рассматривается применение виртуальных практикумов в непрерывном образовании.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, виртуальная среда, практико-ориентированные курсы, системы виртуализации, виртуальные машины, системы управления обучением.


Экология

Причины и последствия загрязнения водных экосистем молибденом в зоне воздействия предприятия ОАО «Апатит»

М.А. Чукаева - аспирант Кафедры Геоэкология Национального минерально-сырьевого университета «Горный»; г. Санкт-Петербург
e-mail: shellx@bk.ru
 
В районе Кольского полуострова горнодобывающие и горноперерабатывающие предприятия являются доминирующими источниками нарушения и загрязнения компонентов природной среды. Так, на сегодняшний день, источниками повышенной экологической опасности являются производственные объекты ОАО «Апатит», который является одним из крупнейших горнодобывающих предприятий Мурманской области. В результате воздействия горного предприятия, водные объекты, расположенные на территории земельного отвода ОАО «Апатит» и за его пределами, подвергаются значительной техногенной нагрузке. Основным источником загрязнения являются недостаточно очищенные и неочищенные карьерные воды, сточные воды обогатительного комплекса. В сбрасываемых сточных водах проведёнными исследованиями выявлено наличие порядка 20 загрязняющих веществ,  концентрации трех из которых превышают предельно допустимую концентрацию. Водные объекты, подверженные негативному воздействию ОАО «Апатит», представляют собой сформировавшиеся гидрохимические аномалии. Качество жизни населения апатитского района напрямую зависит от состояния близлежащих водных объектов.
Необходимость проведения исследования водных объектов на данной территории обусловлена наличием значительных гидрохимических загрязнений и гидрологических нарушений, а также прогнозным ухудшением экологической обстановки вследствие дальнейшего увеличения производительности предприятия.

Ключевые слова: поверхностные воды, качество природных вод, молибден, инженерно-экологическое обследование.