"Качество и жизнь" № 1(17) 2018

Процессно-ориентированный подход в управлении человеческими ресурсами в системе менеджмента качества организации

О.А. Горленкод.т.н., профессор, начальник управления качеством образования в вузе Брянского государственного технического университета; г. Брянск
e-mail: goa-bgtu@mail.ru
Т.П. Можаевак.т.н., доцент, начальник отдела нормативной документации управления качеством образования в вузе Брянского государственного технического университета; г. Брянск
Е.И. Сорокинак.э.н., доцент, декан факультета экономики и управления Брянского государственного технического университета; г. Брянск
 
В статье рассмотрен подход к управлению человеческими ресурсами в системе менеджмента качества организации на основе процессного подхода и их двойственной природы. Проведен анализ научных взглядов на специфику человеческих ресурсов организации, рассмотрены особенности функционального и процессного подходов в кадровом менеджменте. Определена двойственная природа человеческих ресурсов (одновременно ресурс и внутренний потребитель системы вознаграждения организации) и неоднородность кадровых процессов, в частности, специфичность мотивационных процессов, где в качестве поставщика процессов выступает организация, а в качестве потребителя – персонал. Авторами предлагается модель кадровых процессов в системе менеджмента качества (СМК) с учетом выявленной специфики, базирующаяся на двойственной природе человеческих ресурсов, позволяющая снизить уровень неопределенности в управлении персоналом и повысить качество труда, выпускаемой продукции и удовлетворенности работников организации. 
 
Ключевые слова: система менеджмента качества, концепция управления человеческими ресурсами, процессный подход, двойственная природа человеческих ресурсов, модель кадровых процессов.
 
Литература
1. Эванс Дж.Р. Управление качеством /Дж.Р. Эванс. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 671 с.
2. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник для вузов. – Н.Новгород: НИМБ, 2008. – 607 с.
3. Storey, J. The take-up of human resource management by mainstream companies: key lessons from research / J. Storey // The International Journal of Human Resource Management. – 1993. – 4(3). – pp. 529–557.
4. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / М. Армстронг: [пер. с англ.]. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 328 с.
5. Новаторов В.Е. Условия и факторы взаимодействия персонала и руководителя организации в контексте интернального менеджмента // Materialy IX Miedzynarodowie naukowi-praktycznej konferencji «Wschodnie partnerstwo – 2013» (7 – 15 сентября 2013 г.) Vol. 3 / Ekonomiczne nauki: Przemysl / Nauka i studia / – s. 3–13.
6. Торрингтон Д. Управление человеческими ресурсами: учебник / Д. Торрингтон, Л. Холл, С. Тэйлор; пер. с англ. – 5-е англ. изд. – М.: Дело и сервис, 2004. – 752 с.
7. Guest, D. Human Resource Management: the workers’ verdict / D. Guest // Human Resource Management Journal. – 1999. – 9(2). – pp. 5–25.
8. Горленко О.А. Процессный подход к менеджменту качества / О.А. Горленко, И.Г. Манкевич; под ред. О.А. Горленко. – Брянск: БГТУ, 2008. – 168 с.
9. Можаева Т.П., Ерохина В.А. Управление мотивацией работников в СМК предприятия на основе идентификации персональных ценностей // Вестник Брянского государственного технического университета. БГТУ. – 2012. – № 2(34). – С. 132–139.
10. Шадрин А. Применение стандарта ИСО 9001 при управлении персоналом в энергетической компании // Стандарты и качество. – 2013. – № 4. – С. 78–83.
11. Горленко О.А., Можаева Т.П. Процессный подход в управлении человеческими ресурсами организации / Логистика – наука XXI века: сб. тезисов Первой всеросс. научн.-практ. конф. (27 апр. 2011 г., г. Брянск). – Брянск: БГТУ, 2011. – С. 205–206.
12. Антонов С., Антонова И. Эффективная система мотивации персонала как основа «бережливого производства» // Стандарты и качество. – 2013. – № 4. – С. 82–84.
13. Можаева Т.П. Концепция управления человеческими ресурсами в системе менеджмента качества / Т.П. Можаева // Вестник РГАТУ имени П.А. Соловьева – 2014. – № 4. – С. 48–56.
14. ГОСТ ISO 9001 – 2011. Системы менеджмента качества. Требования.
15. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования.
16. Можаева Т.П. Применение концепции управления человеческими ресурсами в системе менеджмента качества организации / Т.П. Можаева // Materialy IX Miedzynarodowie naukowi-praktycznej konferencji «Wschodnie partnerstwo – 2013» (7–15 сентября 2013 г.) Vol. 3 / Ekonomiczne nauki: Przemysl / Nauka i studia / – s. 35–38.
17. Горленко О.А. Управление человеческими ресурсами в системе менеджмента качества организации / О.А. Горленко, Т.П. Можаева, А.М. Гунарь // Социогуманитарный вестник. – 2013. – № 1 (10). – С. 29–34.
18. Деминг Э. Выход из кризиса / Э. Деминг; пер. с англ. под ред. Г. Чебрикова. – Тверь: «Альба», 1994. – 496 с.