Риск потери навыка решения проблем в условиях неопределенности пилотами гражданской авиации

Риск потери навыка решения проблем в условиях неопределенности пилотами гражданской авиации 

С.М. Головнинаспирант, АО «Спектр-Авиа Техник», заместитель директора по качеству; Москва 
e-mail: xplane.manual@gmail.com
 
Статья посвящена проблеме человеческого фактора и влиянию тренировок курсантов (начинающих пилотов) на безопасность полетов. Рассматривается значимость упражнений, о которых заведомо не известно курсантам в процессе тренировки, их влияние на общую подготовку и скорость принятия решений пилотами гражданской авиации. Приводятся результаты моделирования тренировки курсантов с учетом неожиданных для них упражнений в виртуальной среде пилотирования, рассматриваются риски потери навыка решения проблем в условиях неопределенности с учетом влияния человеческого фактора на безопасность полетов и процесс подготовки курсантов гражданской авиации. Рассматриваются основные тренды в процессе подготовки пилотов гражданской авиации и приводится теоретическое обоснование результатов моделирования ситуации с помощью виртуальной среды пилотирования. Результаты исследования приводятся в графическом виде для наглядного отображения результатов и вероятных последствий с использование статистического прогнозирования. Приводится статистика распределения факторов опасности по трем основным составляющих человек-машина-среда и объяснение статистических показателей по данным направлениям за прошедшие десятилетия в гражданской авиации. Упоминается о возможности и важности отработки нештатных ситуаций на воздушных судах с помощью виртуальной среды пилотирования, когда риск реального нанесения ущерба сведен к минимуму. Приводится формула расчета вероятности совершения ошибок пилотами гражданской авиации в процессе выполнения полетов на воздушных судах и варианты увеличения уровня и культуры безопасности полетов путем корректировки программ подготовки авиационных специалистов. Выводы и рекомендации статьи предполагается внедрять в программы подготовки специалистов гражданской авиации, в перспективе с ориентацией на управленческие риски, возникающие в процессе управления организациями, являющихся элементами авиатранспортной системы с целью улучшения качества услуг в сфере гражданской авиации и безопасности полетов. Результаты внедрения будут подробно отражены в последующих статьях. 
 
Ключевые слова: безопасность полетов, управление рисками, управление качеством, виртуальная среда, подготовка авиационных специалистов, моделирование полетов, человеческий фактов в гражданской авиации.   
 
Литература 
1. Овчаров В.Е. Человеческий фактор в авиационных происшествиях (методические материалы) // Межгос. авиац. ком., Междунар. акад. пробл. человека в авиации и космонавтике. – М.: АВИКОС страховое общество [и др.], 2005. – 80 с.
2. Плотников Н.И. Исследование состоятельности концепции человеческого фактора [Электронный ресурс]. URL: http://www.aviasafety.ru/files/articles/article02.pdf, 2011.