Структура общей (типовой) модели ситуации потребления элементов БПС по уходу за ребенком первого года жизни

Ребенок очень рано знакомится с элементами бытовой предметной среды (БПС). Будучи человеком генетически, он сразу после рождения попадает в мир человеческого взаимодействия, опосредованного предметами. Малыш живет в мире вещей, созданных взрослыми. Он интенсивно осваивает окружающий его мир, познавая физические свойства предметов и воспринимая культурно-историческую информацию. Реализация потребности в функциях посредством изделий – элементов БПС создает процесс потребления и потребителей. Россия на сегодняшний день является привлекательным рынком сбыта, в том числе товаров для детей. Но не всегда они соответствуют высоким стандартам качества. Часто у нас оказываются товары, запрещенные к продаже в других
странах, предметы, не удовлетворяющие требованиям эргономики и безопасности, без соответствующих сертификатов. Будущие родители вынуждены самостоятельно формировать БПС малыша, опираясь на свой жизненный опыт, эстетические предпочтения и руководствуясь при выборе той информацией, которую предоставляет продавец (рынок).
 
1 Требования дизайна – это система принципов и закономерностей, отражающих всю сложность взаимоотношений человека с предметным миром. Совокупность социокультурных, потребительских и производственных требований к промышленным
изделиям и их комплексам. Основные группы требований дизайна: социокультурные, функциональные, эргономические и эстетические требования к потребительским свойствам объекта разработки, требования к его структуре и форме [3]
 
Обилие детских товаров преимущественно импортного производства и без достаточного
контроля их качества, предлагаемых торговлей для облегчения труда матери в процессе ухода за ребенком, в условиях навязчивой и не всегда добросовестной рекламы существенно затрудняют молодым семьям обеспечивать качественную БПС своему ребенку, которая при определенных условиях приобретает агрессивный характер.
Задача дизайна состоит в комплексном проектировании всей БПС ребенка первого года жизни, что означает разработку требований дизайна1 как оценки качества к среде в целом и к отдельным ее компонентам. В свою очередь эти компоненты входят в состав конкретных наборов элементов БПС по уходу за ребенком первого года жизни,
в зависимости от условий и характера той или иной модели потребления [1, 2].
Общая (типовая) модель ситуации потребления позволяет представить элементы БПС по уходу за ребенком в виде слаженно функционирующего потребительского комплекса изделий, что в свою очередь дает возможность обосновать недостатки исходной ситуации и наметить пути их устранения, а также придать всей БПС ребенка функциональную целостность и гармоничность (рис. 1). Функциональные процессы по уходу за ребенком протекают последовательно, но чаще происходит их совмещение или наложение. Анализ такого процесса, в котором принимает участие то или иное конкретное изделие – элемент БПС ребенка первого года жизни, позволяет определить конкретные потребительские
свойства этого изделия по уходу за ребенком. «Модель – идеальная, воображаемая, знаковая или материально реализованная система, создаваемая в целях исследования объекта или представленная проектной идеей. В зависимости от средств построения модель может быть знаковой, наглядно-образной, материальной. В зависимости
от функций модель может отражать тот или иной предмет исследования и эксперимента… С этой точки зрения различаются: художественная модель – образ объекта, возникающая в воображении дизайнера… Является наиболее продуктивной и методически активной моделью будущего объекта, поскольку содержит в себе синтезированные представления о связях человека, образа жизни и среды» [3, с. 28]. Процесс построения общей (типовой) модели ситуации потребления элементов БПС ребенка первого года жизни возможно проводить последовательно в три этапа (стадии), согласно следующей обобщенной схеме:
По каждому из направлений исследования целесообразно применять определенные методы. Аналитический метод используется на этапе анализа и определения основных функциональных процессов деятельности по уходу за ребенком. Метод сценарного моделирования, разработанный во ВНИИТЭ, эффективен для построения модели ситуации потребления2 . «Моделирование начинается с разработки сценария – словесного
и рисуночного текста, представляющего серию эпизодов, картин, сцен из жизни объектов. Отличие сценария от иных видов описания и представления, например аналитического или повествовательного, состоит в том, что он не излагает, а показывает ситуации путем их действенного воспроизведения в лицах [4, 6]».
 
Метод сценирования ситуации потребления используется для построения искусственной среды «сцены» каждого из функциональных процессов, имитирующей реальные условия потребления изделия – элемента БПС по уходу за ребенком первого года жизни, и определения степени участия в них живых (потребители 1 и 2 типов) и неживых (непосредственно изделия) объектов. То есть разыгрывается действие, позволяющее непосредственно наблюдать функционирование изделия в предметной среде. Разрабатывая даже лишь один из элементов БПС ребенка первого года жизни, дизайнер должен учитывать весь комплекс3. При проектировании комплексов, объединенных общностью выполняемой конкретной функции в процессе ухода за ребенком первого года
жизни, необходимо соблюдать принцип целостности. Комплексный объект дизайна должен моделироваться и прогнозироваться как целостность с точки зрения тех или иных форм жизнедеятельности и их предметного обеспечения, ценностей культуры, условий
производства, требований эргономики [5].